I.
Избранный Дао - Дао не постоянный.
Имя1 данное - имя не постоянное.
Небытие именую Неба-Земли Лоном,
Бытие - Матерью всего сущего.
Отсюда:
постоянного Небытия жаждая -
созерцаю Её Сокровенное,
Бытия постоянного жаждая -
созерцаю Её формы.
То и другое - единородны,
но имена - разные.
Едино свидетельствуют о Изначальном.
Изначальнейшее Изначальное -
вход Всеобщего Сокровенного [к LV].
II.
Все в Поднебесной прознали
о красоте красивого -
и явилось уродливое.
Прознали все
о благостности благого -
явилось и не-благое.
Отсюда:
Бытие и Небытие -
порождают друг друга,
трудное и простое -
способствуют друг другу,
долгое и краткое -
соотносятся друг с другом,
возвышенное и низменное -
стремятся друг к другу,
звонкое и глухое -
вторят друг другу,
предыдущее и последующее -
соотносятся друг с другом.
Вот отчего постигший
дела вершит не-влиянием,
наставляет - безмолвием,
занят сущим всем ради сущего,
не отказывая;
порождает, но не владеет,
свершает, не притязая,
достигает в делах совершенства,
но постов не занимает.
А поскольку не занимает,
то не будет низвергнут.
III.
Меньше учёным2 чести -
меньше в народе споров.
Меньше ценятся вещи -
меньше народ ворует.
Меньше причин для страсти -
меньше в сердцах3 смятенья.
Вот отчего, выправляя,
постигший
опустошает сердца,
наполняет желудки,
ослабляет чувства,
укрепляет остов,
дабы народ неизменно
был невежественен и бесстрастен,
а те, кто мудр,
не смели бы действовать.
Воздействуя не-влиянием
избежишь не-правильности.
IV.
Дао - пуст,
но, применяя Его, - не прибавишь.
О Глубочайший! -
сходен с Пращуром всего сущего.
Принижаю свои достоинства,
усмиряю своё смятение,
сочетаюсь со свои сиянием:
уравниваю свои свойства4, -
о Обильнейший! -
уподобляюсь хранителю.
Не ведаю, чей Он сын.
Образом - предшествует Первопредку.
V.
Небо-Земля не милосердны [к LX].
Для них всё сущее - что собаки и травы.
Постигший истину не милосерден.
Ему простолюдье - что собаки и травы.
Пространство между Землёй и Небом -
не сходно ль с кузнечным мехом?
Пусто, но не сжимается.
Преображается, но выделяет всё больше.
Многословие полагаю излишним.
Лучше придерживаться Середины.
VI.
Святое Ущелье Бессмертное -
вот Изначальное Женское.
Створ Изначального Женского -
вот Неба-Земли Корень.
Я нежен и бережен, подобно хранителю.
Пользуюсь Им без усилия.
VII.
Небо - вечно.
Земля - долговечна.
Отчего они вечны ли, долговечны?
Ибо не для себя рождают,
оттого плодоносят вечно.
Вот отчего постигший
плоть свою отстраняет,
Плоть - пропуская;
плотью своей небрегает,
Плоть - оберегая.
Разве так оттого,
что Я отвергает?
Напротив,
лишь так своё Я совершенствует.
VIII.
Высшее благо подобно воде.
Вода благоволит всему сущему,
но - ни с кем не соперничая.
Обитает в местах,
полагаемых многими низменными.
Оттого приближена к Дао.
Место благого - внизу.
Сердце его - бездонно.
Дары его - благотворны.
Слова его - доверительны.
Дела его - дружелюбны.
Преображения - своевременны.
А поскольку ни с кем не соперничает.
то и не выделяется [к LX].
IX.
Чем восполнять, удерживая,
лучше уж дать иссякнуть.
Спрятанное, но острое, -
не утаить долго.5
Золотом и нефритом выстланные покои -
нет устеречь способных.
Богатство, знатность, надменность -
недуги, к коим стремятся.
Дела вершить, своё отстраняя, -
Путь Неба.
X.
Спокойствие духа хранить,
объемля Единое,
возможно ль не уединяясь?
Сбирая Ци,
обретая мягкость,
возможно ли стать Младенцем?
Омыть и очистить
изначальное восприятие
возможно ли безупречно?
Любить народ,
выправлять государство
возможно ли без ведания?
Врата Небес
отворять-затворять
возможно ли без Женского?
Постичь и познать
четыре Простора6
возможно ли без воздействия?
Порождать и взращивать,
порождать, но не владеть.
свершать, но не притязать -
такова Дэ Изначальная.
XI.
Тридцать спиц колеса
объединяют единою ступицей,
собою являющей Небытие.
Бытие повозки - применение Небытия.
Формуют глину,
дабы сделать кувшин,
собою являющий Небытие.
Бытие сосуда - применение Небытия.
Пробивают в стенах
окна и двери,
собою являющие Небытие.
Бытие жилища - применение Небытия.
Отсюда:
Бытие создаёт полезность,
Небытие - применимость.
XII.
Разноцветие - ослепляет.
Разнозвучие - оглушает.
Разновкусие - портит вкус.
Охота, скачки -
приводят в неистовство.
Труднодоступные вещи -
приносят вред.
Вот отчего постигший
внутренним занят -
не занят зримым.
Минует то, избирая Это.
XIII.
Благосклонность, немилость -
трепет единый.
Знатность, страданье -
для плоти едино.
Что означает:
"Благосклонность, немилость -
трепет единый"?
Благосклонность ввергает в зависимость.
Обретенье её - трепет.
Утрата её - трепет.
Вот что значит:
"Благосклонность, немилость -
трепет единый".
Что означает:
"Знатность, страданье -
для плоти едино"?
Причина тягчайшего
из моих страданий -
в обладании плотью.
Не имей я плоти,
где взяться страданью?
Отсюда:
знатный,
плотью своей полагающий Поднебесную,
может равно
опереться на Поднебесную;
влюбленному,
плотью своей полагающему Поднебесную,
может равно
довериться Поднебесная.
XIV.
Вглядываюсь - не узрю.
Именую же: "Заурядное".
Вслушиваюсь - не внемлю.
Именую же: "Умолкнувшее".
Схватываю - не нащупываю.
Именую же: "Неосязаемое".
Три в отдельности - непознаваемы,
но, сплетаясь, - творят Единое.7
Верх Его - не сияет.
Низ Его - не зияет.
Нескончаемый Неименуемый
Шнур Плетения, возвращающего
к Постоянному Не-имению.
Такова Форма Бесформенная,
Облечённое Без-Обличие.
Таково Смутно-Неясное.
Встречно следуя -
лик не вычленишь.
Вслед ступая -
спины не выявишь.
Цепко следуя Дао Древнему,
дабы ныне - бытийным править,
можно древнее познать Лоно.
Означает - Сплетанье8 Дао.
XV.
Те, кто в древности благодетелен,
был в служении Поднебесной,
достигали Неосязаемого
Сокровенного Изначального,
стали скрыты и недоступны.
Коль сокрылись и недоступны,
то, пусть нехотя, но - описываю,
так колеблясь тут,
словно в зимний поток входя...
О таящиеся! -
словно всех соседей страшащиеся...
О величественные! -
словно благоволящие...
О зыбчайшие! О мерцающие! -
словно лёд, почти уже тающий...
О надежные! О невежественные! -
что дубов естество древесное...
О распахнутые! -
что ущелие...
О неясные! -
словно мутные...
Что способно, недвижность храня,
очищать этот мир от мути?
Что способно, преображая,
всё рожденное здесь успокаивать?
Оберегающий Это -
дополнять не желает.
А поскольку не полнит -
скрывает прежде достигнутое.
XVI.
Достигаю предельной Пустотности,
усердно храню покой.
Сущности все уравниваются.
Так созерцаю их Возвращение.
Если каждая из множества сущностей
возвращается к своему Корню,
то движение вспять, к Корню,
именую Успокоением.
Таково
Возвращение к Предначертанному.
Возвращение к Предначертанному
именуется Постоянством.
Ведание Постоянства
именуется Просветленностью.
О Постоянстве не ведающий
занят суетным и несчастен.
Постоянство ведающий - Великодушен.
Великодушный - Правитель.
Правитель же - Государь.
Государь же - Небо.
Небо же - Дао.
Дао же - вечен,
не имеет плоти,
не близится к гибели.
XVII.
О высшем Властителе знают лишь то,
что он существует.
За ним следует тот,
о ком - добрая слава.
За этим же - тот,
кого страшатся.
За тем - тот,
кого презирают.
Кто не преисполнен доверия,
тому и не доверяют.
О, тоскующий! -
я дорожу словами,
дела свершаю,
события подвигаю.
Простолюдины полагают:
я - тождественен Естеству9.
XVIII.
Отвергают Великого Дао -
обретают Милосердие и Справедливость10.
Выявляют рассудок и мудрость -
обретают Великое Лицемерие11.
Чуть в семье нелады -
тут тебе и "сыновняя нежность",
и "забота отеческая".
Чуть в стране, при дворе ли - смута, -
тут как тут "верноподданные".
XIX.
Отставить постигших,
мудрых отвергнуть -
вот что нужно народу для счастья.
Забыть Милосердие,
Справедливость отринуть -
народ возвратится
к Сыновней Нежности
и Заботе Отеческой.
Отторгнуть искусное,
отстранить полезное -
краж и воров не будет.
Но и этого - мало,
оттого наставляю
имеющего подчиненных;
"Будь чистым холстом,
лелей Естественность,
умаляй своё "я",
умеряй свои страсти".
XX.
"Ученье"12 отринуть - забот не иметь.
Хвалить ли, хулить, - не одно ли и то же?
Что зло, что добро, - уж так ли несхожи?
Устрашающий - сам трепещет.
О Ширь Бескрайняя,
Она ж нескончаема!..
Люди веселы и развратны,
словно в день весеннего праздненства -
на склонах, покрытых всходами,
И лишь я - о Бесстрастность! -
никак не проявлен,
подобно младенцу,
смех еще не освоившему...
О усталый, понурый! -
как бесприютный...
Все избыток имеют,
и лишь я - что утрачивающий...
О глупый сердцем!
о непонятливый!..
Миряне светлы и сияют,
лишь я - сумрачно-тёмен...
Они прознают и вникают,
лишь я - безучастно-пассивен.
О Безмятежность! -
глади морской подобна...
О Уносящееся! -
словно не знает удержу...
Все к чему-то способны,
и лишь я - бестолков, что твоя деревенщина...
Я один не от мира сего:
почитаю Кормилицу.
XXI.
Конфуцианская Дэ состоит
в неукоснительном подчинении Дао.
Влиянье же Дао на сущее -
смутно, неясно.
О Смутный, Неясный!
Его Средоточие13 содержит Образы.
О Неясный! О Смутный!
Его Средоточие содержит Сущности.
О Сокрытый! О Потаённый!
Его Средоточие содержит Семя.
Семя Его - неизмеримо подлинно.
Его Средоточие - доверительно.
Древнее, а достигает нынешних.
Слава Его не меркнет.
Всеобщий Праотец
чрез Него14 проявляется.
Откуда мне ведомы
Всеобщего Праотца признаки?
Благодаря Этому.
XXII.
Частное - приобщается.
Искривленное - распрямляется.
Ущербное - исцеляется.
Разрушенное - обновляется.
Умаляемое - прибывает.
Умножаемое - обременяет.
Вот отчего постигший,
объемлющий сердцем Единое, -
идеал для всех в Поднебесной [к LXV].
Не "своему" внемлет,
и оттого - просветлён.
Не по себе судит,
и оттого - проницателен.
Не собою гордится,
и оттого - славен.
Не "своим" дорожит,
и оттого - главенствует.
А поскольку ни с кем не соперничает, -
с ним во всей Поднебесной
соперничать нет способного.
То, что сказано древними:
"Частное - приобщается," -
разве пустые слова?
Истинно: приобщаюсь,
но - возвращаясь к Общему [к LV].
XXIII.
Речь Естества невнятна.
Оттого:
резкий ветер - не день напролёт,
дождь внезапный - не до рассвета.
Кто же творит их?
Небо-Земля.
Земля и Небо -
не неизменны,
а что ж говорить о людях?
Оттого зачем же
Дао в действиях подчиняться?
Даос - отождествляется с Дао.
Дэист - отождествляется с Дэ.
Утрачивающий - с утрачиваемым.
Того, кто тождественен Дао,
охотно приемлет Дао.
Того, кто тождественен Дэ,
охотно приемлет Дэ.
Того, кто верен утраченному,
охотно приемлет утраченное.
Кто не преисполнен доверия,
тому - не доверяются.
XXIV.
Стоящий на цыпочках -
не часовой.
Широко шагающий -
не ходок.
"Своему" внемлющий -
не просветлён.
По себе судящий -
не проницателен.
"Своим" гордящийся -
не славен.
Собой дорожащий -
не вождь.
Обладающий Дао
зовёт это всё
избыточным возмущением,
бессмысленным отклонением.
Таких порицает всё сущее.
Вот отчего
Дао имеющий
и поступает иначе.
XXV.
Сущностью - неупорядоченный,
прежде Неба-Земли рождённый, -
о Пустыннейший! о Тишайший! -
лишь Основывающий, но не улучшающий,
Обращающийся, но не гибнущий.
Он может быть сочтён
Мать-Кормилицею Поднебесной.
Его первое имя15 не ведаю,
называю вторым же: Дао.
Коли вынужден дать и первое -
называю Его Великим,
а Великого - Ускользающим,
Ускользающего - Удаляющимся,
Удаляющегося - Пре-вращающимся16.
Оттого-то Дао - Великий,
оттого Небо - Великое,
оттого Земля - Великая
и Велик - Государь.
В Мирозданье Великих - четверо,
и средь них - Государь.
Человек подчинён Земному.
Земное подчинено Небесному.
Небесное подчинено Дао.
Дао - Тождественности Естественному17.
XXVI.
Тяжкое - корень лёгкого.
Покой - властелин беспокойства.
Вот отчего постигший,
и день напролёт шагая,
не расстаётся с тяжкою ношей,
и даже в роскошных палатах -
спокоен и независим.
Что ждёт
облечённого имперскою властью18,
себе позволяющего
пренебрегать Поднебесной?
Пренебрегающий - утратит корни.
Беспокойный - утратит власть.
XXVII.
Благие шаги - неследимы.
Благие слова - безупречны.
Благие планы - творят без прикидок.
Благие затворы - ни щеколд, ни шкворней,
а - не откроешь.
Благие узы - ни шнуров, ни вязки,
а - не развяжешь.
Вот отчего постигший
неизменно благом
останавливает человеков,
и не остаётся отринутого;
неизменно благом
останавливает и сущностей,
и не остаётся отринутой [к LII].
Таково Вместилище Просветления.
Оттого:
благой не-благому -
покровитель наставник,
не-благой благому -
запас и богатство.
Не почитающий своего Покровителя,
не дорожащий своим Богатством,
даже мудрым слывя,
впадает в великое заблуждение.
Таков Аркан19 Сокровенного.
XXVIII.
Мужеское своё ведающий,
Женское своё сберегающий, -
руслом служит для Поднебесной.
Руслом для Поднебесной ставшего
Дэ Постоянная не покидает,
вспять возвращая -
к Младенчеству.
Свет свой ведающий,
Тьму свою сберегающий, -
идеалом служит для Поднебесной [к LXV].
Идеалом для Поднебесной ставшего
Дэ Постоянная не заблуждает,
вспять возвращая его -
к Беспредельному.
Славу свою ведающий,
Бесчестием своим дорожащий, -
ущельем служит для Поднебесной.
Ущельем для Поднебесной ставшему
Дэ Постоянная является полностью,
вспять возвращая -
к Древесной Естественности20.
Тогда Естество Древесное,
ветвясь, распространяясь,
служит уже постигшему.
Его применяя, постигший -
наставник Повелевающему.
Стало, Великая Правильность
при этом не повреждается.
XXIX.
Покорить Поднебесную жаждущий,
но на Неё воздействующий, -
вижу: желаемого не достигнет.
Поднебесная - Сосуд Священный.
Воздействие - недопустимо!
Воздействующий - обречён.
Удерживающий - утрачивает.
И оттого сущности
есть выдвигающиеся,
есть - вслед ступающие,
есть едва дышащие,
есть - задыхающиеся,
есть укрепляющиеся,
есть - истощающиеся,
есть прекращающиеся,
есть - разрушающиеся.
Вот отчего постигший
чрезмерное - отвергает,
излишнее - отстраняет,
крайнего - избегает.
XXX.
Кто власть над людьми имеющему
посредством Дао споспешествует -
не войском крепит Поднебесную.
Дела его легко возместимы.
На воинство опирающийся
плодит невзгоды и беды.
За спинами великих армий
скрыты годы лишений.
Благой свершает,
но - отстраняясь,
не смея прибегнуть к насилию.
Свершает - не смея быть милостивым.
Свершает - не смея нарушить.
Свершает - не смея кичиться.
Свершает - не истощая.
Свершает, но - без насилия.
В расцвете сил выглядеть дряхлым -
таков отрицающий Дао.
Отрицающий Дао рано иссякнет.
XXXI.
Предпочитающий армию -
источник многих несчастий.
Таких порицает всё сущее.
Вот отчего имеющий Дао
и поступает иначе.
Благородный21 бездействует,
когда почитается левая22,
и применяет войско,
когда почитается правая.
Войско - орудье несчастья,
не инструмент благородного,
пусть вопреки желанию,
но всё ж его применяющего.
Превыше всего - равнодушие:
спокойствие и бесстрастность.
Победивши - не ликовать.
Ликовать - одобрять убийство.
Одобряющий же убийство
сочувствия в Поднебесной
не удостоится.
В счастье ценится левое, в горести - правое.
Младших военачальников располагают слева.
Старших военачальников располагают справа
Тем самым дают понять, что отправляют траур.
Ибо убиты многие,
и вот - скорбят и оплакивают.
Да, победа одержана,
потому отправляют траур.
XXXII.
Дао: Он -
неизменно-неименуем,
древесно-естественен,
даже ничтожен,
а во всей Поднебесной
Его подчинить нет способного.
Но, коль государь и правители
подобны Его сберегающим,
сущее всё само
должному повинуется,
Небо-Земля совокупляются
и выступает роса сладчайшая.
Народу никто не указывает,
он сам по себе уравнивается.
Лоно Миропорядка
содержит слова, имена, формы.
Раз они существуют -
должно постичь Самадхи23.
Ведающий Самадхи
способен избегнуть гибели.
В Поднебесной явленный Дао
с горным сравню потоком,
питающим реки-моря Мира.
XXXIII.
Знающий других - мудр.
Знающий себя - просветлён.
Одолевший других - силён.
Одолевший себя - могуч.
Полноту познавший - богат.
Настаивающий - объят страстями.
Не утрачивающий своего назначения -
долговечен.
Умерший, но не исчезнувший -
вечен.
XXXIV.
О Дао Великий,
о Разливанный!
Он - во всём и повсюду.
Всему сущему - жизнь и опора,
и - не отказывает.
Дела свершающий
и - неведомый.
Всему сущему - кров и опека,
но к власти не прибегающий.
Неизменно Бесстрастный,
можно назвать: "Ничтожнейший".
Сущее всё приемлющий,
но к власти не прибегающий.
Можно назвать: "Величественный".
К величию не стремящийся
способен достичь Величия.
XXXV.
Держусь Великого Образа.
Поднебесная замирает,
отмирает, не повреждаясь.
Достигаю Покоя Высшего.
Радостью весь напитываюсь.
Покидаю приют Самадхи.
Дао, из уст исшедший, -
о Пресный! -
Он же безвкусен...
Вглядываясь - не рассмотришь.
Вслушиваясь - не расслышишь.
Пользуясь - не израсходуешь.
XXXVI.
Хочешь вобрать - дай же расправиться.
Хочешь ослабить - дай укрепиться.
Хочешь упадка - дай развиваться.
Хочешь присвоить - освободи.
Таково Неявное Просветление.
Мягкое слабое одолевает твёрдого сильного.
Рыбе нельзя выплывать из омута.
Власть же не должно
выказывать людям.
|