Мораль - это важничанье человека перед природой. |
"Не существует человека, ибо не существовало первого человека!" - так заключают животные. |
Должно быть, некий дьявол изобрел мораль, чтобы замучить людей гордостью: а другой дьявол лишит их однажды ее, чтобы замучить их самопрезрением. - |
Мораль нынче увертка для лишних и случайных людей, для нищего духом и силою отребья, которому не /следовало бы/ жить, - мораль, поскольку милосердие; ибо она говорит каждому: "ты все-таки представляешь собою нечто весьма важное", - что, разумеется, есть ложь. |
/Условия существования/ некоего существа, поскольку они выражают себя в плане /"долженствования"/, суть его /мораль/. |
Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх. |
Во всякой морали дело идет о том, чтобы /открывать/ либо /искать высшие состояния жизни/, где /разъятые/ доселе способности могли бы соединиться. |
В моей голове нет ничего, кроме личной морали, и сотворить себе право на нее составляет смысл всех моих исторических вопросов о морали. Это ужасно трудно - сотворить себе такое /право/. |
Право на новые собственные /ценности/ - откуда возьму я его? Из права всех старых ценностей и границ этих ценностей. |
"Послушание" и "закон" - это звучит из всех моральных чувств. Но "произвол" и "свобода" могли бы стать еще, пожалуй, последним звучанием морали. |
Ах, как удобно вы пристроились! У вас есть закон и дурной глаз на того, кто только в /помыслах/ обращен против закона. Мы же свободны - что знаете вы о муке ответственности в отношении самого себя! - |
В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен. |
Вас назовут истребителями морали: но вы лишь открыватели самих себя. |
"Если ты ведаешь, что творишь, ты блажен, - но если ты не ведаешь этого, ты проклят и преступник закона", - сказал Иисус одному человеку, нарушившему субботу: право, обращенное ко всем нарушителям и преступникам. |
Иисус из Назарета любил злых, а не добрых: даже его доводил до проклятий их морально негодующий вид. Всюду, где вершился суд, он выступал против судящих: он хотел быть истребителем морали. |
"Добро и зло суть предрассудки Божьи", - сказала змея. Но и сама змея была предрассудком Божьим. |
"Религиозный человек", "глупец", "гений", "преступник", "тиран" - все это суть дурные названия и частности, замещающие кого-то неназываемого. |
Можно с одинаковым успехом выводить свойства добрых людей из зла, а свойства злых людей из добра: из какого же контраста вывести самого /Ларошфуко/? |
Сквозь /Ларошфуко/ просвечивает весьма /знатный/ образ мыслей тогдашнего общества: сам он - разочарованный идеалист, подыскивающий, по /инструкции христианства/, /скверные наименования/ для движущих сил своей эпохи. |
"Есть герои как в злом, так и в добром" - это совершенная наивность в устах какого-нибудь /Ларошфуко/. |
Сотворить идеал - /это значит/: /переделать/ своего дьявола в /своего/ Бога. А /для этого/ надобно прежде всего сотворить своего дьявола. |
Следует оберегать зло, как оберегают лес. Верно то, что вследствие редения и раскорчевок леса земля потеплела - |
Зло и великий аффект потрясают нас и опрокидывают все, что есть в нас трухлявого и мелкого: вам следовало бы прежде испытать, не смогли бы вы стать великими. |
Нельзя связывать /одним/ словом презренного человека с человеком страшным. |
Чтобы понадобился тормоз, необходимо прежде всего колесо! Добрые суть тормоз: они сдерживают, они поддерживают. |
Нечистая совесть - это налог, которым изобретение чистой совести обложило людей. |
Есть степень заядлой лживости, которую называют "чистой совестью". |
Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести. |
Моральное негодование есть коварнейший способ мести. |
Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы. |
Я рекомендую всем мученикам поразмыслить, не жажда ли мести довела их до крайности. |
Не следует искать морали (того менее - моральности) у писателей, пишущих на моральные темы; /моралисты/ в большинстве суть забитые, страдающие, бессильные, мстительные люди, - их тенденция сведена к толике счастья: больные, которые воображают, что суть в выздоровлении. |
"Серьезный", "строгий", "нравственный" - так называете вы его. Мне он кажется злым и несправедливым к себе самому, всегда готовым наказать нас за это и корчить из себя нашего палача - досадуя на то, что мы не позволяем ему этого. |
Корысть и страсть связаны брачными узами; этот брак называют себялюбием - это несчастливый брак! |
Большинство людей слишком глупы, чтобы быть корыстными. |
У воров, разбойников, ростовщиков и спекулянтов себялюбие, в сущности, обнаруживается достаточно непритязательным и скромным образом: нелегко желать от людей меньшего, чем когда желаешь только их денег. |
Лишь когда самолюбие станет однажды больше, умнее, утонченнее, изобретательнее, будет мир /выглядеть/ "само-отверженнее". |
К комарам и блохам не следует испытывать сострадания. Было бы правильным вздергивать на виселицу лишь мелких воришек, мелких клеветников и оскорбителей. |
Естественные последствия поступка мало принимаются в расчет, поскольку в числе этих последствий фигурируют публичные наказание и поругание. Здесь пробивается великий источник всяческого верхоглядства. |
Не следует стыдиться самих аффектов; они для этого слишком неразумны. |
Для того, кто сильно отягчен своим разумом, аффект оказывается отдыхом: именно в качестве неразумия. |
Всегда говорят о /причинах/ аффектов и называют их /поводы/. |
В аффекте обнаруживается не человек, но его аффект. |
При известных условиях наносится гораздо меньший общий вред, когда кто-то срывает свои аффекты на других, чем на самом себе: в особенности это относится к творческим натурам, сулящим большую пользу. |
Побороть свой аффект - значит в большинстве случаев временно воспрепятствовать его излиянию и образовать затор, стало быть, сделать его более опасным. |
Мы находим у различных людей /одинаковое количество/ страстей, впрочем по-разному поименованных, оцененных и тем самым разно/направленных/. /Добро/ и /зло/ отличаются друг от друга различной иерархией страстей и господством целей. |
Почитание само есть уже страсть - как и оскорбление. Через /почитание "страсти"/ становятся /добродетелями/. |
Домогание есть счастье; удовлетворение, переживаемое как счастье, есть лишь последний момент домогания. Счастье - быть сплошным желанием и вместо исполнения - все новым желанием. |
Говорят: "удовольствие" - и думают об усладах, говорят: "чувство" - и думают о чувственности, говорят: "тело" - и думают о том, что "ниже тела", - и таким вот образом была обесчещена троица хороших вещей. |
Лишь тот порочный человек несчастен, у кого потребность в пороке растет вместе с отвращением к пороку - и никогда не зарастает им. |
Не путать /смелость и чувство достоинства/, /присущие самолюбию/ с органически присущей смелостью: это - принуждение, при котором терпишь немалый /ущерб/ в собственной одаренности. |
Если я почитаю какое-либо чувство, то почитание врастает в само чувство. |
Культивируя месть, пришлось бы отучиться и от благодарности, - но не и от любви. |
Кто страстно взыскует справедливости, тот ощущает как облегчение и наиболее болезненный из своих аффектов. |
И глубокая ненависть есть идеалистка: делаем ли мы при этом из нашего противника бога или дьявола, в любом случае мы оказываем ему этим слишком много чести. |
Вначале ложь была моральна. /Утверждались/ стадные мнения. |
Правдивый человек в конце концов приходит к пониманию, что он всегда лжет. |
Кому нет нужды в том, чтобы лгать, тот извлекает себе пользу из того, что он не лжет. |
"Нет сомнения, что верующие в эту вещь преуспевают во лжи и обмане: следовательно, все в ней обман и ложь" - так заключают верхогляды. Кто глубже знает людей, тот придет к обратному заключению: "следовательно, в этой вещи есть нечто истинное: верующие в нее выдают таким образом, сколь уверенно чувствуют они себя и сколь хорошей кажется им всякая наживка, если только она заманивает кого-нибудь к этой вещи". |
Толковать свои склонности и антипатии как свой долг - большая нечистоплотность "добрых"! |
Можно было бы представить себе высокоморальную лживость, при которой человек осознает свое половое влечение только как /долг/ зачинать детей. |
Utile - это лишь средство; его целью служит всегда какое-то dulce: будьте же честны, господа дульсиарии! |
/Каждый/ поступок продолжает созидать /нас/ самих, он ткет наше пестрое одеяние. Каждый поступок свободен, но одеяние необходимо. Наше /переживание/ - вот наше одеяние. |
Стоит нам только на один шаг переступить среднюю меру человеческой доброты, как наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится как раз "посередине". |
Иное существование лишено смысла, разве что оно заставляет нас забыть другое существование. И есть также опийные поступки. |
Наши самоубийцы дискредитируют самоубийство - не наоборот. |
Мы должны быть столь же жестокими, сколь и сострадательными: остережемся быть более бедными, чем сама природа! |
Жестокость бесчувственного человека есть антипод сострадания; жестокость чувствительного - более высокая потенция сострадания. |
Причислять к морали (или даже считать за саму мораль) сострадание и деликатность чувства в отношении ближних есть признак тщеславия, если /предположить/, что по натуре сам являешься сострадательным и деликатным, - стало быть, недостаток гордости и благородства души. |
Радость от ущерба, нанесенного другому, представляет собой нечто иное, чем жестокость; последняя есть /наслаждение/, причиняемое состраданием, и достигает крайней точки при кульминации самого сострадания (в том случае, когда мы любим того, кого пытаем). Если кто-то другой причинил бы боль тому, кого мы любим, тогда бы мы пришли бы в бешенство, и сострадание было бы крайне /болезненным/. Но мы любим его, и боль ему причиняем /мы/. Оттого сострадание делается чудовищно сладким: оно есть /противоречие/ двух контрастных и сильных инстинктов, действующих здесь /в высшей степени возбуждающе/. - Причинение себе телесного повреждения и похоть, уживающиеся друг с другом, суть одно и то же. Или просветленнейшее сознание при свинцовой тяжести и неподвижности после опиума. |
Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости. |
Где всегда добровольно берут на себя страдания, там вольны также доставлять себе этим удовольствие. |
Если обладаешь волей к страданию, то это лишь шаг к тому, чтобы возобладать и волей к жестокости, - именно в качестве как права, так и долга. |
Посредством доброй воли к помощи, состраданию, подчинению, отказу от личных притязаний даже незначительные и поверхностные люди внешне делаются полезными и сносными. Не следует только разубеждать их в том, что это воля есть "сама добродетель". |
Прекраснейшие цвета, которыми светятся добродетели, выдуманы теми, кому их недоставало. Откуда, например, берет свое начало бархатный глянец доброты и сострадания? - Наверняка не от добрых и сострадательных. |
Давать каждому свое - это значило бы: желать справедливости и достигать хаоса. |
Что "глупая женщина с добрым сердцем стоит высоко над гением", это звучит весьма учтиво - в устах гения. Это его любезность, - но это и его смышленость. |
Когда мы прельщаемся собой и не в силах больше любить себя, то следует в порядке профилактики посоветовать любовь к ближнему: в той мере, в какой ближние мигом вынудят нас /уверовать/ в то, что и мы "стоим любви". |
Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, мы бессознательно упражняемся выносить самих себя, - что, по сути, является самым непонятным достижением человека. |
"Возлюби ближнего своего" - это значит прежде всего: "Оставь ближнего своего в покое!" - И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями. |
Я не понимаю, к чему заниматься злословием. Если хочешь насолить кому-либо, достаточно лишь сказать о нем какую-нибудь правду. |
Даже когда народ пятится, он пятится за идеалом - и верит в некое "вперед". |
Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать - /вверх/. |