Кто сильно /страдает/, тому /завидует/ дьявол и выдворяет - на небо. |
Нужно гордо поклоняться, если не можешь быть идолом. |
У язвительного человека чувство пробивается наружу редко, но всегда очень громко. |
Лабиринтный человек никогда не ищет истины, но всегда лишь Ариадну, - что бы ни говорил нам об этом он сам. |
В старании /не/ познать самих себя обыкновенные люди выказывают больше тонкости и /хитрости/, чем утонченнейшие мыслители в их противоположно старании - /познать/ себя. |
Есть дающие натуры и есть воздающие. |
Даже в своем голоде по человеку ищешь, прежде всего, /удобоваримой/ пищи, хотя она и была малокалорийной: подобно картофелю. |
Многое мелкое счастье дарит наc многим мелким убожеством: оно портит этим характер. |
Всяким маленьким счастьем надлежит пользоваться, как больной постелью: для выздоровления - и никак иначе. |
Испытываешь ужас при мысли о том, что внезапно испытываешь ужас. |
После опьянения победой всегда проявляется чувство большой утраты: наш враг, наш враг мертв! Даже потерю друга оплакиваем мы не столь глубоко - и оттого громче! |
Потребность души не следует путать с потребностью /в душе/: последняя свойственна отдельным холодным натурам. |
Помимо нашей способности к суждениям мы обладаем еще и нашим /мнением/ о нашей способности судить. |
Ты хочешь, чтобы тебя оценивали по твоим замыслам, а /не/ по твоим действиям? Но откуда же у тебя твои замыслы? Из твоих действий! |
Только несгибаемый вправе молчать о самом себе. |
Мы начинаем подражателями и кончаем тем, что подражаем себе, - это есть последнее детство. |
"Я оправдываю, ибо и я поступил бы так же - историческое образование. Мне страшно! Это значит: "я терплю самого себя - раз так!" |
Если что-то не удается, нужно вдвое оплачивать помощь своему помощнику. |
Наши недостатки суть лучшие наши учителя: но к лучшим учителям всегда бываешь неблагодарным. |
Наше внезапно возникающее отвращение к самим себе может в равной степени быть результатом как утонченного вкуса, - так и испорченного вкуса. |
Лишь в зрелом муже становится /характерный признак семьи/ вполне очевидным; меньше всего в легко возбудимых, импульсивных юношах. Прежде должна наступить тишина, а /количество/ влияний, идущих извне, сократиться; или, с другой стороны, должна значительно ослабеть /импульсивность/. - Так, /стареющим/ народам свойственна словоохотливость по части /характерных для них свойств/, и они отчетливее обнаруживают эти свойства, чем в пору своего /юношеского цветения/. |
Всякое сильное ожидание переживает свое исполнение, если последнее наступает раньше, чем - его ожидали. |
Для очень одинокого и шум оказывается утешением. |
Одиночество придает нам большую черствость по отношению к самим себе и большую ностальгию по людям: в обоих случаях оно улучшается характер. |
Иной находит свое сердце не раньше, чем он теряет свою голову. |
Есть черствость, которой хотелось бы, чтобы ее понимали как силу. |
Человек никогда не имеет, ибо человек никогда не /есть/. Человек всегда приобретает или теряет. |
Доподлинно знать, что именно причиняет нам боль и с какой легкостью некто причиняет нам боль, и, зная это, как бы наперед предуказывать своей мысли безболезненный для нее путь - к этому и сводится все у многих любезных людей: они доставляют радость и вынуждают других излучать радость, - так как их /очень страшит боль/, это называется "чуткостью". - Кто по черствости характера привык рубить сплеча, тому нет нужды ставить себя таким образом на место другого, и /зачастую/ он причиняет ему /боль/: он и /понятия не имеет/ об этой легкой одаренности на боль. |
Можно так сродниться с кем-нибудь, что видишь его во сне делающим и претерпевающим все то, что он делает и претерпевает наяву, - настолько сам ты мог бы сделать и претерпеть это. |
"Лучше лежать в постели и чувствовать себя больным, чем быть /вынужденным делать/ что-то" - по этому негласному правилу живут все самоистязатели. |
Люди, недоверчивые в отношении самих себя, больше хотят быть любимыми, нежели любить, дабы однажды, хотя бы на мгновение, суметь поверить в самих себя. |
Этой паре присущ, по сути дела, одинаковый дурной вкус: но один из них тщится убедить себя и нас в том, что вкус этот - верх изысканности. Другой же стыдится своего вкуса и хочет убедить себя и нас в том, что ему присущ иной и более изысканный - наш вкус. К одному из этих типов относятся все филистеры образования. |
Он называет это верностью своей партии, но это лишь его комфорт, позволяющий ему не вставать больше с этой постели. |
Для переваривания, в целях здоровья, потребна некоторого рода лень. Даже для переваривания переживания. |
Вид наивного человека доставляет мне наслаждение, если только по природе он зол и наделен умом. |
Изворотливые люди, как правило, суть обыкновенные и несложные люди. |
Чтобы взваливать неприятные последствия собственной глупости на саму свою глупость, а не на свой характер, -- для этого требуется больше характера, чем есть у большинства людей. |
Там, где дело идет о большом благополучии, следует /накоплять/ свою репутацию. |
/Стендаль/ цитирует как закулисную сентенцию: "Telle trouve a se vendre, qui n'eut pas trouve a se donner". "Никто не хочет ее задаром: оттого вынуждена она продаваться!" - сказал бы я. |
Человек придает поступку ценность, но как удалось бы поступку придать человеку ценность! |
Есть персоны, которые хотели бы вынудить каждого к полному приятию или отрицанию их собственной персоны, - к таковым принадлежал /Руссо/: их мучительный бред величия проистекает из их недоверия к самим себе. |
Я воспринимаю как вредных всех людей, которые не могут больше быть противниками того, что они любят: они портят тем самым лучшие вещи и лучших людей. |
Я хочу знать, если ли ты /творческий/ или /переделывающий/ человек, в каком-либо отношении: как творческий, ты принадлежишь к свободным, как переделывающий, ты - их раб и оружие. |
"Не будем говорить об этом!" - "Друг, /об этом/ мы не вправе даже молчать". |
Берегись его: он говорит лишь для того, чтобы затем получить право слушать, - ты же, собственно, слушаешь лишь для оттого, что неуместно всегда говорить, и это значит: ты слушаешь плохо, а он только и умеет что слушать. |
У нас есть что сказать друг другу: и как хорошо нам спорить - ты влеком страстями, я полон оснований. |
Он поступил со мной несправедливо - это скверно. Но чтоон хочет теперь выспросить у меня прощения за свою несправедливость, это уже по части вылезания-из-кожи-вон! |
/После разлада/. "Пусть говорят мне что угодно, чтобы причинить мне боль; слишком мало знают меня, чтобы быть в курсе, что больше всего причиняет мне боль". |
Ядовитейшие стрелы посылаются вслед за тем, кто отделывается от своего друга, не оскорбляя его даже. |
Поверхностные люди должны всегда лгать, так как они лишены содержания. |
К этому человеку прилган не его внешний вид, но его внутренний мир: он ничуть не хочет казаться мнимым и плоским - каковым он все-таки является. |
Противоположностью актера является не честный человек, но исподтишка пролгавшийся человек (именно из них выходят большинство актеров). |
Актеры, не сознающие своего актерства, производят впечатление настоящих алмазов и даже превосходят их - блеском. |
Актерам некогда дожидаться справедливости: и часто я рассматриваю нетерпеливых людей с этой точки зрения - не актеры ли они. |
Не путайте: актеры гибнут от недохваленности, настоящие люди - от недолюбленности. |
Так называемые любезники умеют давать нам сдачу и с мелочи любви. |
Мы хвалим то, что приходится нам по вкусу: это значит, когда мы хвалим, мы хвалим собственный вкус - не грешит ли это против всякого хорошего вкуса? |
Хваля, хвалишь всегда самого себя; порицая, порицаешь всегда другого. |
Ты говоришь: "Мне нравится это" - и мыслишь, что тем самым хвалишь меня. Но /мне/ не нравишься ты! - |
В каждом сношении людей речь идет только о беременности. |
Кто не оплодотворяет нас, делается нам явно безразличным. Но тот, кого оплодотворяем /мы/, отнюдь не становится тем самым для нас любимым. |
Со всем своим знанием других людей не выходишь из самого себя, а все больше входишь в себя. |
/Мы/ более искренни по отношению к другим, чем по отношению к самим себе. |
Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой. |
Собака оплачивает хорошее расположение к себе покорностью. Кошка наслаждается при этом собою и испытывает сладострастное чувство силы: она ничего не дает обратно. |
Фамильярность превосходящего нас человека озлобляет, так как мы не можем расплатиться с ним тою же монетой. Напротив, следует посоветовать ему быть вежливым, т.е. постоянно делать вид, что он уважает нечто. |
Что какой-то человек приходятся нам по душе, это мы охотно зачитываем в пользу его и нашей собственной моральности. |
Кто беден любовью, тот скупиться даже своей вежливостью. |
Кто честно относится к людям, тот все еще скупится своей вежливостью. |
Когда мы желаем отделаться от какого-то человека, нам надобно лишь унизить себя перед ним - это тотчас же заденет его тщеславие, и он уберется восвояси. |
Бюргерские и рыцарские добродетели не понимают друг друга и чернят друг друга. |
Незаурядный человек познает в несчастьи, сколь ничтожно все достоинство и порядочность осуждающих его людей. Они лопаются, когда оскорбляют их тщеславие, - нестерпимая, ограниченная скотина предстает взору. |
Из своего озлобления к какому-то человеку стряпаешь себе моральное негодование - и любуешься собою после: а из пресыщения ненавистью - прощение - и снова любуешься собою. |
Познавая нечто в человеке, мы в то же время разжигаем в нем это, а кто познает лишь низменные свойства человека, тот обладает и стимулирующей их силой и дает им разрядиться. Аффекты ближних твоих, обращенные против тебя, суть критика твоего познания, сообразно уровню его высоты и низости. |
Не то, что он делает и замышляет против меня днем, беспокоит меня, а то, что я по ночам всплываю в его снах, - приводит меня в ужас. |
Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. |
Эпоха величайших свершений окажется вопреки всему эпохой ничтожнейших воздействий, если люди будут резиновыми и чересчур эластичными. |
/Дюринг/, верхогляд, повсюду ищет коррупцию, - я же ощущаю другую опасность эпохи: великую посредственность - никогда еще не было такого количества /честности/ и /благонравия/. |
Теперь это только эхо, через что события приобретают "величие": эхо газет. |
Иной лишь после смерти делается великим - через эхо. |
Этим конституционным монархам вручили добродетель: с тех пор они не могут больше "поступать несправедливо", - но для этого у них и отняли власть. |
Хоть бы Европа в скором времени породила /великого государственного/ мужа, а тот, кто нынче, в мелочную эпоху плебейской близорукости, чествуется как "великий реалист", пусть пользуется /мелким авторитетом/. |
Не давайте себя обманывать! Самые деятельные народы несут в себе наибольшую усталость, их беспокойство есть слабость, - в них нет достаточного содержания, чтобы ждать и лениться. |
В Германии гораздо больше чтут желание, нежели умение: это самый подходящий край для несовершенных и претенциозных людей. |