Поведение, особенно социальное поведение, а также социальные отношения могут быть ориентированы индивидами на их представление о существовании легитимного порядка. Возможность такой ориентации мы будем называть "значимостью" данного порядка.
1. Под "значимостью" порядка следует понимать нечто большее, чем простое единообразие социального поведения, обусловленное обычаем или констелляцией интересов.
2. Содержание социальных отношений мы будем называть "порядком" только в тех случаях, когда поведение (в среднем и приближенно) ориентируется на отчетливо определяемые максимы.
Порядок, устойчивость которого основана только на целерациональных мотивах, в целом значительно лабильнее чем тот порядок, ориентация на который основана только на обычае, привычке к определенному поведению (наиболее распространенный тип внутреннего отношения). Однако последний еще несравненно более лабилен, чем порядок, обладающий престижем, в силу которого он диктует нерушимые требования и устанавливает образец поведения, то есть чем порядок, обладающий "легитимностью". Совершенно очевидно, что в реальной действительности нет четких границ между чисто традиционно или чисто ценностно-рационально мотивированной ориентацией на порядок и верой в его легитимность.
3. В тех случаях, когда этот (усредненно понятый) смысл "обходят" или сознательно "нарушают", на поведение в ряде случаев продолжает оказывать действие возможность того, что порядок в какой-то мере сохраняет свою значимость (в качестве обязательной нормы). Вор, скрывая свой поступок, ориентируется на значимость законов уголовного права.
Социологу не представляет труда признать сосуществование значимости различных противоречащих друг другу систем внутри одного и того же круга людей. Ведь даже отдельный индивид может ориентировать свои действия на противоречащие друг другу системы. И не только последовательно, как это случается каждодневно, но и в рампах одного действия. Человек, участвующий в дуэли, ориентирует свое поведение на кодекс чести; скрывая же свои действия или, наоборот, представ перед судом, он ориентируется на уголовное законодательство. Напротив, здесь границы между обоими случаями стерты: "значимы", как мы уже указывали, могут быть одновременно противоположные друг другу системы, каждая из них - в той мере, в какой существует вероятность того, что поведение действительно будет ориентировано на нее.
Штаммлер не только не разделяет эмпирическую значимость и значимость нормативную, но, более того, не понимает, что социальное поведение ориентируется не только на "порядок"; и прежде всего порядок превращается у него, логически совершенно неправомерно, в "форму" социального поведения, а затем ему приписывается та роль по отношению к "содержанию", которую играет "форма" в теоретико-познавательном смысле. |
|