Александр III (1845, Петербург - 1894, Ливадия), император с 1881, из династии Романовых, второй сын императора Александра II. С детства готовился к военной карьере. Воспитание получил при непосредственном руководстве профессора Московского университета, экономиста Чивилева. Кроме общего и специально-военного образования, Е. В. были изложены, приглашенными для того профессорами Петербургского и Московского университетов, политические и юридические науки. После преждевременной кончины старшего брата цесаревича Николая Александровича (12 апреля 1865 г.) стал наследником престола и выполнял ряд государственных поручений. Как атаман казачьих войск, канцлер Гельсингфоргского Университета, начальник последовательно различных воинских частей (включительно до командования войсками округа), член Государственного совета входил во все области государственного управления. Предпринимал с образовательной целью путешествия по России. Во время русско-турецкой войны с Турцией (1877 - 78) был назначен Командиром отдельного Рущукского отряда. Вступил на престол в марте 1881 г. после убийства народовольцами императора Александра II. После острой борьбы первых месяцев царствования внутри правительства вокруг будущего политического курса Александр III принял сторону К.П. Победоносцева. В 80 - 90-х гг. правительство Александра III осуществило так называемые контрреформы. Внутренняя политика Александра III характеризовалась усилением центральной и местной государственной власти, предоставлением преимуществ дворянству в системе местного самоуправления. Министерству внутренних дел было приказано провести изменения в местном управлении на основании указаний, данных во время коронации в Москве 15 мая 1883 г. Таким образом был учрежден институт земских начальников, утвержденный 1889 г. в виде Положения. Порядок отправления суда с присяжными заседателями был пополнен новыми правилами 1889 г., и в том же году судебная реформа распространена на прибалтийские губернии по отношению к которым проведено твердое решение осуществить в деле местного управления общие, имеющиеся в целой России принципы управления, с введением в делопроизводстве русского языка. В сфере культуры, идеологии и национальной политики был усилен акцент на русскую "национальную самобытность" (в официальной печати, государственной символике, архитектуре и др.). Синоду указано оказать помощь министерству народного просвещения в области народных школ открытием приходских школ при церквах, где школ не имеется. Общий университетский устав 1863 г. заменен новым уставом 1 августа 1884 г., совершенно видоизменившим положение университетов: непосредственное руководство университетами и прямое начальство над широко поставленной инспекцией было вверено попечителю учебного округа, ректоры стали избираться министром и утверждаться императором, выпускные экзамены в университетах уничтожены и заменены экзаменами в правительственных комиссиях в ведении попечителя учебного округа. |
|