Герцен Александр Иванович [25.3(6.4).1812, Москва, - 9(21).1.1870, Париж], русский революционер, писатель, философ и публицист. Родился в семье богатого помещика И.А. Яковлева; мать - немка Луиза Гааг. Брак родителей не был оформлен, и Г. носил фамилию, придуманную отцом (от нем. Herz - сердце). В 1833 г. окончил физико-математическое отделение Московского университета.
В университете вокруг Г. и его друга Н. П. Огарева сложился кружок революционного. направления, в который входили Н.И. Сазонов, А.Н. Савич, Н.М. Сатин, В.В. Пассек и др. В июле 1834 вместе с некоторыми др. участниками кружка Г. был арестован. В апреле 1835 выслан в Пермь, оттуда в Вятку, где служил в губернской канцелярии. В конце 1837 ему разрешили переехать во Владимир. В мае 1838 Г. женился на Н.А. Захарьиной. В начале 1840 вернулся в Москву, а в мае переехал в Петербург, где по настоянию отца поступил на службу в канцелярию министерства внутренних дел. В июле 1841 за резкий отзыв в частном письме о полиции выслан в Новгород, где служил в губернском правлении. Вернувшись из ссылки (июль 1842) и поселившись в Москве, Г. принял деятельное участие в борьбе главных направлений общественной мысли: славянофилов и западников, разделяя до середины 40-х гг. позиции последних. В первой половине 40-х гг. Г. выступил с беллетристическими произведениями: "Доктор Крупов" (1847), "Сорока-воровка" (1848), роман "Кто виноват?" (1841-46), поставившими его в ряд с крупнейшими русскими писателями. Перу Г. принадлежали и глубокие философские работы.
В основном философские соч. "Письма об изучении природы" (1844-45) Г. развивает идею единства противоположностей преимущественно в методологическом аспекте. Г. называет "подвигом" разработку Гегелем "методы" науки и призывает учёных-эмпириков воспользоваться ею. Вместе с тем, вопреки Гегелю, Г. стремится представить природу первичным, живым процессом, "бродящим веществом", а диалектику познания, логику - её продолжением и отражением. Закономерность исторического развития Г. искал в объективных условиях жизни человеческого общества. К противоречиям, лежащим в основе общественного развития, Г. относил внутреннюю борьбу между привилегированными и угнетёнными классами и конфликты между личностью и средой. Движущей силой истории Г. считал народ. Своё мировоззрение в 40-х гг. Г. назвал реализмом. В 1847 Г. с семьей уехал за границу. В первые же месяцы жизни в Париже в "Письмах из Avenue Marigny" (1847) Г. дал критическую оценку буржуазного мира. Поражение Революции 1848 во Франции, очевидцем и участником которой был Г., привело его к пересмотру некоторых основных положений философской концепции 40-х гг. Г. отказывается от идей разумности истории, неодолимости прогресса человечества, которые прежде в общем разделял, резко критикует разного рода социальные утопии и романтические иллюзии ("С того берега", 1847-1850, и др.). В своей критике Г. доходит до скептицизма и пессимизма, ставя под сомнение способность человеческого сознания, науки верно отразить и предвидеть направление исторического движения. В 1849 Г. опубликовал статью "Россия", в которой впервые сформулировал свои взгляды на сельскую общину. В последующие годы разработал теорию "русского социализма", став одним из основоположников народничества. В 1849 Г. переехал в Женеву (Швейцария). Участвовал в издании газеты Прудона "Голос народа". В 1850 поселился в Ницце, где сблизился с деятелями итальянского освободительного движения. В том же году на требование царского правительства вернуться в Россию ответил отказом. В мае 1852 умерла жена Г. В августе того же года он переехал в Лондон, где основал (1853) Вольную русскую типографию для борьбы с крепостничеством и царизмом. В начале 50-х гг. Г. начал работать над автобиографическим произведением "Былое и думы" (1852-68, 1-е полное издание 1919-20). С 1855 Г. начал издавать альманах "Полярная звезда", который получил широкое распространение в России. В 1856 в Лондон переехал Огарев. В 1857 Г. и Огарев приступили к изданию "Колокола" - первой русской революционной газеты. Широкое распространение "Колокола" в России способствовало объединению демократических и революционных сил, созданию в России революционной организации "Земля и Воля". В период Польского восстания 1863-64 Г., понимая бесперспективность и обречённость движения, счёл вместе с тем нужным выступить в защиту Польши. "Мы, - писал он, - спасли честь имени русского - и за это пострадали от рабского большинства". Либеральная читательская аудитория отхлынула от "Колокола", тираж его сократился в несколько раз. Перенесение издания из Лондона в Женеву не поправило дела, т. к. молодая эмиграция, сосредоточенная там, не нашла общего языка с Г. В 1867 издание "Колокола" было прекращено. В 50- 60-е гг. продолжается развитие и материалистического мировоззрения Г. В этот период, уделяя особое внимание проблеме личности и общества, Г. выступал резким критиком как буржуазного индивидуализма, так и уравнительной утопии (Бабёф, Кабе и др.). Теоретическим завещанием Герцена стала последняя работа - письма "К старому товарищу" (1869), адресованные М.А. Бакунину и направленные против призывов к уничтожению государства, немедленному социальному перевороту, полной свободе, требованию не "учить народ", а "бунтовать его". Последние годы Г. жил в разных городах Европы (Женева, Канн, Ницца, Флоренция, Лозанна, Брюссель и др.). Умер в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез. Впоследствии прах Г. был перевезён в Ниццу. |
|