Карамзин Николай Михайлович (1 (12).12.1766- 22.5 (3.6).1826), русский писатель, публицист и историк. Сын помещика Симбирской губернии. Образование получил в частном пансионе в Москве, посещал лекции в Московском университете. В молодости был близок к масонам из кружка Н. И. Новикова. Здесь началось, по словам Дмитриева, "образование Карамзина, не только авторское, но и нравственное". В журнале Новикова "Детское чтение для сердца и разума" опубликованы многочисленные переводы Карамзина и его повесть "Евгений и Юлия" (1789). Позже порвал с масонами. Совершил путешествие по Западной Европе. Вернувшись в Россию, издавал "Московский журнал" (1791-92), в котором опубликовал и свои художественные произведения (основная часть "Писем русского путешественника", повести "Лиодор", "Бедная Лиза.", "Наталья, боярская дочь", стихотворения "Поэзия", "К Милости" и др.). Как писатель был одним из создателей русского сентиментализма. Ранняя проза К. оказала влияние на творчество В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, молодого А.С. Пушкина.
Великая Французская революция и якобинская диктатура вызвала у Карамзина глубокое разочарование. В исторической повести "Марфа Посадница, или Покорение Новгорода" (1803) он утверждал неизбежность победы самодержавия над республикой. С начала XIX в. Карамзин оставляет художественную литературу . Он получил титул историографа и 2000 рублей ежегодной пенсии, с тем, чтобы написать полную историю России С 1804 г., прекратив издание "Вестника Европы", Карамзин погрузился исключительно в составление истории. В течение следующих 22 лет составление истории и было главным занятием Карамзина. В "Записке о древней и новой России" (1811) выступил с резкой критикой проектов государственных преобразований М.М. Сперанского.
Выход в свет первых шести томов "Истории государства Российского" в 1816-17 гг. стал огромным общественным событием. В 25 дней разошлись все 3000 экземпляров первого издания "Истории Государства Российского". Всего Карамзин издал 12 томов, доведя повествование до событий начала XVII в. Особенности литературной формы "Истории Государства Российского" доставили ей широкое распространение среди читателей и поклонников Карамзина, как литератора. Но именно те особенности, которые делали "Историю" превосходной для своего времени популярной книгой, уже тогда лишали ее текст серьезного научного значения. Гораздо важнее для науки того времени были обширные "Примечания" к тексту. Карамзин впервые использовал большое число исторических документов, в том числе Троицкую, Лаврентьевскую, Ипатьевскую летописи, Двинские грамоты, Судебники, свидетельства иностранцев и прочие. Извлечения из документов К. поместил в пространных примечаниях к своей "Истории", которые долгое время играли роль своеобразного архива. Однако в тексте "Истории" К. нередко отходил от источника или отдавал предпочтение менее достоверному источнику в угоду своим политическим целям и монархической исторической концепции или из желания "оживить" и "расцветить" события.
Исторические взгляды Карамзина вытекали из рационалистического представления о ходе общественного развития: история человечества есть история всемирного прогресса, основу которого составляет борьба разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории, по Карамзину, играют великие люди. Все усилия Карамзин употреблял на раскрытие идейных и моральных мотивировок действий исторических личностей. Психологический анализ является для него основным приёмом объяснения исторических событий. Карамзин видел в истории науку, призванную наставлять людей в их общественной деятельности. Карамзин защищал незыблемость самодержавия и необходимость сохранения крепостных отношений, осудил восстание декабристов и одобрил расправу над ними. Карамзин являлся сторонником норманской теории происхождения Русского государства. Периодизация русской истории К. очень близка к периодизации В.Н. Татищева и М.М. Щербатова, которые отождествляли историю страны с историей государства, а историю государства - с историей самодержавия. Однако Кармазин, в отличие от Татищева и Щербатова, видевших в удельной системе только движение назад, считал, что удельная система была феодальной и "сообразна с обстоятельствами и духом времени" и что она была свойственна всем странам Западной Европы. Образование единого государства при Иване III он рассматривал как процесс, аналогичный (и единовременный) процессу образования крупных централизованных государств в Западной Европе. Карамзин не удовлетворялся чисто рационалистическим объяснением исторических событий и в ряде случаев использовал так называемый прагматический взгляд на историю и историко-сравнительный метод.
Историческая концепция К. стала официальной концепцией, поддерживаемой государственной властью. Своим духовным отцом считали Карамзина славянофилы. Отрицательно отнеслись к "Истории" Карамзина декабристы. Критическое отношение встретила "История" К. со стороны представителей "скептической школы", а также Н.А. Полевого.
Мнения о результатах деятельности Карамзина сильно расходились при жизни его (его сторонники еще в 1798 - 1800 гг. считали его великим писателем и помещали в сборники рядом с Ломоносовым и Державиным, а враги даже в 1810 г. уверяли, что он разливает в своих сочинениях "вольнодумческий и якобинский яд" и явно проповедует безбожие и безначалие); не могут они быть приведены к единству и в настоящее время. Пушкин признавал его великим писателем, благородным патриотом, прекрасной душой, брал его себе в пример твердости по отношению к критике, возмущался нападками на его историю и холодностью статей по поводу его смерти. Гоголь говорит о нем в 1846 г.: "Карамзин представляет явление необыкновенное. Вот о ком из наших писателей можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего не зарыл в землю и на данные ему пять талантов истинно принес другие пять". |
|