Точность мысли     Погружение     Радуга книг     Поиск     О нас
Ваш путеводитель
по различным областям знаний
Источник знаний  
Источник знаний|Главная страница Поиск Напишите нам Карта сайта Добавить в избранное

Точность мысли


Разработка и дизайн сайтов WebPalette.RU
Разделы: Гуманитарные науки | История

Ключевский Василий Осипович

Ключевский Василий Осипович [16(28).1.1841-12(25).5.1911, Москва], русский историк. Родился в семье сельского священника. В 1865 окончил историко-филологический факультет Московского университета. С 1867 начал преподавательскую деятельность (Александровское военное училище, Московская духовная академия, Высшие женские курсы и др.). В 1872 защитил магистерскую диссертацию "Древнерусские жития святых как исторический источник", в 1882 - докторскую диссертацию "Боярская дума Древней Руси". С 1879 доцент, с 1882 профессор русской истории Московского университета, с 1889 член-корреспондент Петербургской АН, с 1900 академик истории и древностей русских, с 1908 почётный академик по разряду изящной словесности. С 1880-х гг. был членом Московского археологического общества, общества любителей российской словесности, Московского общества истории и древностей российских (председатель в 1893-1905).
     Политические взгляды Ключевского были близки к позициям правого крыла партии кадетов. Решительно отвергая революцию, видел свой политический идеал в буржуазном государстве с представительным правлением и сотрудничеством всех классов. К. едко критиковал в лекциях и печатных работах царское самодержавие, его представителей и окружение, но никогда не выступал против основ монархического строя. Под влиянием С.М. Соловьева он придавал решающее значение географическому фактору и колонизации в истории России, но, в отличие от Соловьева и представителей т. н. государственной школы, Ключевский, особенно в период своего творческого расцвета в 1880-х гг., концентрировал внимание на анализе социальных и экономических факторов истории общества, что было новым явлением в русской буржуазной историографии. Уже в "Сказаниях иностранцев о Московском государстве" (1866) К. отвёл много места описанию занятий населения. В работе "Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае" (1867-68) и в монографии "Древнерусские жития святых как исторический источник" (1871) К., в противовес государственной школе, рассматривал колонизацию русским населением новых земель как процесс, обусловленный не деятельностью государства, а природными условиями страны и ростом народонаселения. В монографии "Боярская дума Древней Руси" (1882) К. пытался проследить общественно-политическое развитие страны 10-18 вв., в ней он заложил основы своей концепции русского исторического процесса в целом. К. стремился проанализировать процесс развития общественных классов [по его терминологии - промышленный класс (военно-торговая аристократия), служилый класс (княжеская дружина)], их взаимоотношения и роль в экономической и политической жизни страны. Развитие классов К. связывал с материальной основой общества, подчеркивал различие прав и обязанностей отдельных классов. Однако К. не признавал классовых противоречий и классовой борьбы основой исторического процесса и считал государство примиряющим общенациональным началом.
     Откликаясь на злободневные проблемы своего времени, К. в ряде исследовательских работ ("Происхождение крепостного права в России", 1885, "Подушная подать и отмена холопства в России", 1885, и др.), рецензий и публицистических статей разрабатывал общие вопросы истории крестьянства в России - причины возникновения и отмены крепостного права, этапы его развития, явления, свойственные крепостному хозяйству, и т.п. Ключевский считал, что крепостная зависимость в России была порождена экономической задолженностью крестьян землевладельцам и развивалась на основе частноправовых отношений, а государство лишь законодательно их оформляло. В работе "Состав представительства на земских соборах Древней Руси" (1890-92) обнаружилось сближение Ключевского с государственной школой. В работах "Императрица Екатерина II. 1796-1896" (1896) и "Петр Великий среди своих сотрудников" (1901) К. идеализирует этих исторических деятелей.
     В Московском университете К. читал с начала 80-х гг. общий курс истории России с древнейших времён до 19 в. Курс К. - единственная в русской буржуазной историографии попытка путем постановки основных (по мысли К.) теоретических проблем экономической, общественной и культурной жизни проследить процесс исторического развития России и обосновать общие закономерности развития народа и общества. В основе методологии и исторической концепции Ключевского лежали позитивистские взгляды (см. Позитивизм). К. попытался доказать, что развитие общества зависит от сочетания целого ряда внешних и внутренних факторов - географических, этнографических, политических, экономических и социальных. Он стремился рассматривать историческое развитие общества в социально-экономическом плане, но его эклектическое признание множественности равнозначных сил ("личность", "общество", "природа"), в различном сочетании определявших в каждом отдельном случае своеобразие этапов истории, следование идеям эволюционизма приводили к идеалистическим выводам, смыкавшимся, в конце концов, с положениями государственной школы. К. отрицал последовательную смену социально-экономических формаций (в частности, наличие в России феодализма); основным критерием при установлении периодизации для него были этапы колонизации русским народом Восточно-Европейской равнины; в каждом из них он усматривал два наиболее характерных момента - политический и экономический, причём в первом случае он отводил решающее значение внешней опасности, а во втором - лишь смене господствующих форм хозяйственной деятельности. Ключевский был блестящим лектором и великолепным стилистом.


Спасибо Вам за добавление этой статьи в


Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Рекомендуем книги

Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3 частях. Часть 3. 1945-2000
подробнее 


Московская Русь: от Средневековья к Новому времени
подробнее 


Античная историческая мысль и историография. Практикум-хрестоматия
подробнее 


Геральдика, нумизматика, сфрагистика, униформология. Вспомогательные исторические дисциплины
В учебном пособии изложены основы геральдики (науки о гербах), вексиллологии (науки о знаменах), сфрагистики (науки о печатях), ...
подробнее 


Древняя Греция
В учебном пособии представлен материал по истории Древней Греции, изучаемой студентами исторических специальностей вузов в ...
подробнее 


Власть и аграрные реформы в России XX века
Учебное пособие посвящено рассмотрению российских аграрных реформ в XX веке, роли и места государственной власти в их ...
подробнее 


Археология
В учебнике излагается история человечества на протяжении почти трех миллионов лет, показан вклад людей археологических эпох в ...
подробнее 


Историческая геология
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки "Геология" ...
подробнее 

RSS лента
Администрирование
Источник знаний © 2009 Все права защищены