Костомаров Николай Иванович [4(16).5.1817 - 7(19).4.1885], украинский и русский историк, этнограф, писатель, критик. Родился в семье русского помещика, мать - крестьянская девушка, прежде крепостная его отца, учившаяся в одном из московских пансионов. Позднее отец К. женился на ней, но К. родился до брака и хотя отец собирался усыновить его, но не успел этого сделать. Отец Костомарова, поклонник французской литературы XVIII в., идеи которой он пытался прививать и малолетнему сыну, и своей дворне, был вместе с тем жестоким помещиком; в 1828 г. он был убит своими дворовыми людьми.
В 1833 г. Костомаров поступил в Харьковский университет. В годы учебы у Костомарова под влиянием профессора М. М. Лунина начал складываться особый взгляд на историю. По его словам, он "читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришел к такому вопросу: отчего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы? Бедный мужик-земледелец-труженик как будто не существует для истории; отчего история не говорит нам ничего о его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях, способе его радостей и печалей"? Он раздвигал и круг исторических источников. "Скоро я пришел к убеждению, что историю нужно изучать не только по мертвым летописям и запискам, а и в живом народе". В 1842 г. Костомаров подготовил диссертацию "О значении унии в Западной России", которая была запрещена и уничтожена за отход от официальной трактовки проблемы. В 1844 защитил диссертацию "Об историческом значении русской народной поэзии". С 1846 профессор Киевского университета по кафедре истории. Один из организаторов (вместе с Т.Г. Шевченко и др.) тайного Кирилло-Мефодиевского общества и авторов его устава и программы. В 1847 общество было разгромлено; Костомаров был арестован и после годичного заключения сослан в Саратов. До 1857 служил в Саратовском статистическом комитете. В Саратове он познакомился с Н.Г. Чернышевским.
В 1859-62 профессор русской истории Петербургского университета. Арест, ссылка, работы по истории народных движений ("Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России", 1857; "Бунт Стеньки Разина", 1858) создали К. широкую известность. К. был одним из организаторов и сотрудников украинского журнала "Основа" (1861-62), выходившего на русском и украинском языках. А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов поддерживали К. по вопросам, касающимся прав украинского народа на развитие своей культуры, его борьбы с польскими дворянско-буржуазными шовинистами и т. д.; вместе с тем критиковали Костомарова за либеральную ограниченность и его религиозный мистицизм.
В 1862 К. отказался поддержать протест против ссылки проф. П. В. Павлова, что возмутило передовых студентов, и он вынужден был уйти из университета. Произошёл разрыв и с Н. Г. Чернышевским. Теория "двух начал" - вечевого и единодержавного - идеализировала прошлое украинского народа. Идея об исключительных особенностях Украины, о её "бесклассовости" и "безбуржуазности" обусловила обращение Костомарова к этнографическому материалу как основному, по его мнению, для раскрытия истории народа.
Один за другим появлялись в свет его труды, посвященные крупным вопросам по истории Украины, московского государства и Польши. В 1863 г. были напечатаны "Северорусские народоправства", представлявшие собою обработку одного из читанных К. в петербургском университете курсов; в 1866 г. в "Вестнике Европы" появилось "Смутное время московского государства", затем "Последние годы Речи Посполитой". В начале 70-х годов К. начал работу "Об историческом значении русского песенного народного творчества". Вызванный ослаблением зрения перерыв архивных занятий в 1872 г. дал К. повод к составлению "Русской истории в жизнеописаниях главнейших ее деятелей". В 1875 г. К. перенес тяжелую болезнь, сильно подорвавшую его здоровье. Работы последних годов жизни К., при всех их крупных достоинствах, носили на себе, однако, некоторые следы пошатнувшейся силы таланта: в них меньше обобщений, менее живости в изложении, место блестящих характеристик заступает иногда сухой перечень фактов, несколько напоминающий манеру Соловьева. В эти годы К. высказывал даже взгляд, что вся задача историка сводится к передаче найденных им в источниках и проверенных фактов. С неутомимой энергией работал он до самой смерти. Он умер 7 апреля 1885 г., после долгой и мучительной болезни.
Репутация Костомарова, как историка, и при жизни, и по смерти его неоднократно подвергалась сильным нападкам. Его упрекали в поверхностном пользовании источниками и проистекавших отсюда ошибках, в односторонности взглядов. Неизбежные у всякого ученого мелкие промахи и ошибки, быть может, несколько чаще встречаются в сочинениях Костомарова, но это легко объясняется необыкновенным разнообразием его занятий и привычкой полагаться на свою богатую память. Глубоко вдумываясь, почти вживаясь в изучаемую им старину, он воспроизводил ее в своих работах такими яркими красками, в таких выпуклых образах, что она привлекала читателя.
Костомарова также выступал как поэт-романтик (сборники "Украинские баллады", 1839, "Ветка", 1840). В драмах "Савва Чалый" (1838), "Переяславская ночь" (1841) в националистическом духе изображена национально-освободительная борьба украинского народа. Повести Костомарова "Сорок лет" (1840), "Сын" (1865), "Холоп" (1878), "Черниговка" (1881) и др. написаны на русском языке. Костомаров был одним из первых украинских литературных критиков. |
|