Курбский Андрей Михайлович (ок. 1528 г. - 1583 г.), князь, русский государственный деятель, писатель. Начал службу при Иване Грозном. В 1552 г. он разбил татар у Тулы, во время осады Казани в 1552 г. командовал полком правой руки и проявил храбрость. В это время Курбский был одним из самых близких к царю людей, входил в кружок Сильвестра и Адашева. Именно Курбский впервые назвал этот кружок "Избранной Радой", и это название закрепилось в историографии. Участвовал в подготовке и проведении ряда реформ, разработанных членами "Избранной Рады". Когда начались неудачи в Ливонской войне Иван Грозный поставил Курбского во главе войска. Поначалу войско под его предводительством одержало ряд побед над рыцарями и поляками, а Курбский был назначен воеводой в Юрьеве. Но к этому времени между царем и его ближайшими советниками произошел раскол, начались преследования сторонников Сильвестра и Адашева. Курбский опасался опалы из-за своего сочувствия друзьям, а также из-за военных неудач, последовавших за победами, вступил в атйные переговоры с поляками. В 1563 г. (по другим известиям - в 1564 г.) Курбский бежал из Юрьева в Литву.
Польский король Сигизмунд пожаловал Курбского богатыми владениями, том числе городом Ковелем. Уже в сентябре 1564 г. Курбский воевал против России. Из Польши Курбский направил царю обличительное послание, которое, по легенде, вручил царю его верный слуга Василий Шибанов. Иван Грозный ответил князю и между ними завязалась полемика, ставшая замечательным памятником политической мысли той эпохи. Кроме четырех писем, адресованных царю, Курбский также написал "Историю князя великого московского", в которой были изложены события от детства Ивана Грозного до 1578 г.
Курбский был весьма образованным человеком, хотя учился урывками. Воеводою в Юрьеве он имеет при себе целую библиотеку, после бегства, "уже в сединах" он, по своим словам, тщился "латинскому языку приучатися того ради, иж бы могл преложити на свой язык, что еще не преложено".
Курбский называл своим "возлюбленным учителем" Максима Грека; но последний был и стар, когда Курбский вступал в жизнь, и непосредственным его учеником Курбский не мог быть. Его полемические сочинения выгодно выделялись стройностью изложения, его язык местами , но местами напыщен и тягуч и везде испещрен иностранными словами, очевидно - не по нужде, а ради большей литературности. В огромном количестве встречаются слова, взятые с незнакомого ему языка греческого, еще в большем - слова латинские, несколько меньшем - слова немецкие, сделавшиеся автору известными или в Ливонии, или через язык польский.
Мнения о Курбском как политическом деятеле и человеке диаметрально противоположны. Одни видели в нем изменника, сторонника реакционного боярского правления. Его переход на сторону поляков объясняют страхом перед изобличением изменнических переговоров и расчетом на житейские выгоды. По убеждению других, Курбский был последовательным противником самовластия и деспотизма, пожертвовавшим своим высоким положением ради своих убеждений. |
|