Милюков Павел Николаевич (15 января 1859-31 марта 1943), политический деятель, историк, публицист, один из создателей и лидер Конституционно-демократической партии.
Родился в семье преподавателя художественного училища. В 1877 поступил в Московский университет (занятия у П.Г. Виноградова, В.О. Ключевского, Н.С. Тихонравова. С 1886 приват-доцент, в 1892 получил степень магистра русской истории (за диссертацию ему присуждена премия С.М. Соловьёва). В 1892-95 имел успех его курс по "Истории русской культуры". В начале 1895 уволен из университета с запрещением преподавания где бы то ни было (за "вредное влияние на молодёжь"), выслан в Рязань (1895-97), затем за границу - читал два курса в Высшем училище в Софии; после отстранения по требованию российских властей от преподавания путешествовал по Македонии, публикуя "Письма с дороги" в "Русских Ведомостях" (1897 - 99). В феврале 1900 в Петербурге председательствовал на вечере, посвящённом памяти П.А. Лаврова, произнёс "поминальное слово", за что был арестован и осуждён на 6 месяцев тюрьмы с запрещением в последующем проживать в столице (заступничество Ключевского перед царём привело к сокращению срока вдвое). Исторические взгляды Милюкова были своеобразными. Отрицая по существу закономерности исторического процесса, он в области методологии истории был близок к кантовскому позитивизму. Противопоставляя историческое развитие России и Запада и основываясь на тезисе об извечной культурной отсталости Руси, Милюков делал вывод о прогрессивной роли "варяжских элементов", иностранных заимствований и т. п. Он отрицал значение классовой борьбы, стремился доказать, что народные массы в России всегда отличались инертностью, а решающую роль в истории страны играла государственная власть, имевшая надклассовый характер.
С начала XX в. Милюков заявил о себе как о политическом лидере.
В 1902 г. он подготовил проект программного заявления журнала "Освобождение". В 1903 - 05 предпринял длительную зарубежную поездку: чтение лекций в США о России и славянах, знакомство с национальным славянским движением на Западных Балканах, встреча в Лондоне с Н.В. Чайковским, П.А. Кропоткиным, Е.К. Брешко-Брешковской, Р. Макдональдом, "с английскими радикалами". Беседовал с В.И. Лениным. Был в Канаде, где подготовил издание книги "Россия и её кризис" (на английском и французском языках; на английском языке, Чикаго, 1905). В апреле 1905 Милюков возвращался в Россию. На родине Милюков "нашёл" серьёзные "разногласия" среди общественных сил. 24 мая 1905 на открывшемся съезде Союза союзов (инженеров, профессоров, учителей средней школы, еврейского, крестьянского и других) Милюков был избран председателем съезда; съезд принял предложенное им воззвание к обществу и народу, в котором была выдвинута идея Учредительного Собрания. Милюков поставил перед собой цель сыграть "умеряющую роль", создать, как он писал в своих "Воспоминаниях" "не революционную, а конституционную партию, задачей которой должна стать борьба парламентскими средствами". На учредительном съезде Конституционно-демократической партии (октябрь 1905) Милюкову было поручено сделать вступительное обращение к съезду и доклад о тактике. Но окончательные решения по вопросам тактики, идеологии и организации Партии Народной Свободы были приняты на её 2-м съезде (январь 1906); доклад о тактике произнёс снова Милюков. С 1905 член ЦК партии., с февраля 1906 соредактор (вместе с И.В. Гессеном) фактического органа партии газеты "Речь", автор почти всех её передовиц. С 1907 бессменный председатель ЦК партии. После роспуска 1-й Государственной Думы Милюков - составитель Выборгского воззвания, призывавшего население к гражданскому неповиновению.
Депутат 3-4-й Государственных Дум. Как председатель фракции кадетов Милюков взял на себя выступления в Думе по вопросам конституционно-политического характера; но главной его специальностью стали вопросы иностранной политики.
В момент объявления войны 26 июля 1914 на Чрезвычайной сессии Думы Милюков зачитал написанное им и одобренное ЦК и фракцией партии заявление: "Мы боремся за освобождение Родины от иноземного нашествия, за освобождение Европы и славянства от германской гегемонии, за освобождение всего мира от невыносимой тяжести всё увеличивающихся вооружений... В этой борьбе мы едины; мы не ставим условий, мы ничего не требуем" ("Восп.", с. 395). Милюкова называли "лидером думской оппозиции".
В 1915 Милюков стал инициатором создания Прогрессивного блока. В 1916 Милюков в составе делегации Думы и Государственного совета посетил Швейцарию, Норвегию, Англию, Францию и Италию (апрель - июнь). В августе - сентябре совершил поездку снова в Англию (сенат Кембриджского университета присвоил ему звание почётного доктора), Швейцарию и Норвегию. Его известное высказывание "Мы не оппозиция Его Величеству, мы - оппозиция Его Величества" обошло многие зарубежные и отечественные издания. 1 ноября 1916 Милюков произнёс в Думе свою знаменитую речь, которая была запрещена для печати, но разошлась по стране. Милюков вспоминал: "Я говорил о слухах об "измене", ...о действиях правительства, возбуждающих общественное негодование, причём в каждом случае представлял слушателям решить, "глупость" это "или измена". ...Но наиболее сильное...место речи я замаскировал цитатой "Neue Freie Press". Там упомянуто было имя императрицы в связи с именами окружавшей её камарильи. ...Впечатление получилось, как будто прорван был наполненный гноем пузырь и выставлено на показ коренное зло, известное всем, но ожидавшее публичного обличения" ("Восп.", с. 445).
Председатель Совета министров Б.В. Штюрмер был немедленно уволен в отставку. Большую роль Милюков сыграл в Февральской революции 1917 г. Он был избран членом Временного Комитета Государственной Думы. Проходили заседания бюро Прогрессивного блока, Временного Комитета, на которых Милюков активно участвовал при обсуждении всех вопросов революции, в том числе состава правительства. Сам он был против того, чтобы Дума "взяла власть"
2 марта около 3 часов дня Милюков произнёс речь в Екатерининском зале Таврического дворца и объявил под крики одобрения и протеста состав Временного правительства во главе с князем Львовым. "Кто вас выбрал? - последовал вопрос. - Нас выбрала революция", - последовал ответ. О царе и династии Милюков сказал: "Старый деспот, доведший Россию до полной разрухи, добровольно откажется от престола - или будет низложен. Власть перейдёт к регенту великому князю Михаилу Александровичу. Наследником будет Алексей" Однако 3 марта стало известно, что Николай II отрёкся от престола в пользу брата. На заседании Временного Комитета Государственной Думы и членов Временного правительства с участием Михаила Александровича Милюков выступил против отречения великого князя, аргументируя свою позицию тем, что "сильная власть, необходимая для укрепления нового порядка, нуждается в опоре привычного для масс символа власти".
После Февраля Милюков так определяет исходные пункты политики кадетов: Партия Народной Свободы "не была ни партией "капиталистов", ни партией "помещиков", как её старалась характеризовать враждебная пропаганда. Она была "надклассовой" партией, не исключающей даже тех надклассовых элементов, которые имелись в социализме. Она отрицала лишь исключительный классовый характер социалистической доктрины и то, что в тогдашнем социализме было антигосударственного и утопического. И в этом отношении её взгляды поневоле разделялись всей той умеренной частью социализма, которая вместе с нею делала "буржуазную" революцию. Это внутреннее противоречие продолжало существовать на всём протяжении существования Временного правительства. От него были свободны и внутренне последовательны только большевики". Свою же линию в качестве министра он видел в "активной борьбе на три фронта: оборона против циммервальдизма за сохранение общей внешней политики с союзниками, против стремлений Керенского к усилению его собственной власти и за сохранение полноты власти правительства, созданного революцией", и с горечью констатировал: "Во всех трёх направлениях мои усилия оказались тщетными..." ("Восп.", с. 473).
Милюков составил Заявление Временного правительства о целях войны" от 27 марта 1917 г. Левый фланг политических усиливал давление на правительство, требовал от него немедленного обращения к союзникам с предложением тоже отказаться от "аннексий и контрибуций". Началась новая кампания против Милюкова как министра иностранных дел. В этой обстановке Милюков отправил одобренную Временным правительством ноту, которая послужила поводом для Апрельского кризиса - первой вооруженной демонстрации против Временного правительства 20 и 21 апреля, участники которой требовали "Долой Милюкова!", "Долой Временное правительство!". Милюков был вынужден подать в отставку 2 (15) мая 1917 г. После отставки он играл видную роль в различных контрреволюционных организациях, одобрял деятельность Л. Г. Корнилова. Октябрьский переворот 1917 г. Милюков встретил враждебно. Сразу уехал из Петрограда в Москву, чтобы организовать там сопротивление большевикам, успех которых считал быстротечным. 14 ноября избран в Учредительное Собрание (от Петрограда).
После установления Советской власти в Москве выехал в Новочеркасск, где начала создаваться Добровольческая армия (автор её Декларации). Перебравшись с Дона в Киев, вступил в контакт с командованием германских войск и надеялся подавить Советскую власть при помощи немецких оккупантов. Кадетский ЦК осудил его политику, и Милюков сложил с себя обязанности председателя ЦК. В конце октября признал свою политику по отношению к немецкой армии ошибочной. Приветствовал военную интервенцию государств Антанты. С конца 1918 - за границей (в Румынии, Париже, Лондоне). Весной 1920 совершил ещё один резкий поворот, разошедшись с подавляющим большинством однопартийцев: "После Крымской катастрофы, - говорил он на совещании членов ЦК кадетов, - с несомненностью для меня выяснилось, что даже военное освобождение невозможно, ибо оказалось, что Россия не может быть освобождена вопреки воле народа"
В 1920 обосновался в Париже. Главный редактор наиболее влиятельной зарубежной русской газеты "Последние Новости" (март 1921 - 41). Выдвинул тезис об "эволюции советской системы". К этой эволюции считал необходимым приноравливать тактику эмиграции, способствуя разложению советского строя всеми возможными средствами. В 1922 во время выступления в Берлине на него было совершено покушение монархистами, но пуля попала в В.Д. Набокова, который бросился защищать его.
В эмиграции написал ряд работ по истории революции и гражданской войны ("История второй русской революции", в. 1-3, 1921-24; "Россия на переломе", т. 1-2, 1927, и др.). Приветствовал в 1939 заключение пакта СССР с Германией и объявление СССР войны Финляндии. С начала нападения Германии на СССР заявил о солидарности с правительством СССР, тяжело переживал поражение Красной Армии. |
|