Сoфья Палеолог (год рождения неизвестен — 7 апреля 1503 г) — великая княгиня, вторая супруга великого князя Ивана III. Была дочерью Фомы, родного брата последнего византийского императора Константина. После падения Византии Фома нашел убежище в Риме; по смерти своей он оставил двух сыновей и дочь Зою (Зинаиду — по Софийскому временнику), впоследствии, в России, получившую имя София. Папа Павел II задумал избрать Зою орудием своих замыслов — восстановить флорентийское соединение церквей. Через грека, кардинала Висариона, он начал сношения с Иоанном III: в феврале 1469 г. Висарион отправил в Москву грека Юрия с предложением вел. кн. руки София Палеолог. В современных анналах под 1470 г. откровенно рассказывает о намерении Павла II: “папа льстил себя надеждой, что девушка склонит супруга к принятию обрядов римско-католической церкви, в которых она была воспитана у апостольского престола”, Ивану III пришлось по душе предложение породниться с Палеологами и он в следующем же месяце отправил в Рим своего посла итальянца Карла Фрязина, который повел дело очень удачно: он произвел на всех хорошее впечатление и усердно, вдали от Москвы и русских, исполнял в Риме все обряды католической церкви, скрыв, что сам давно принял православие. Уже в июне 1472 г. София Палеолог выехала из Рима на Русь, ее сопровождал папский легат Антоний. 12 ноября 1472 г. София Палеолог прибыла в Москву и в тот же день состоялось венчание ее с Иоанном. Надежды папы на этот брак совершенно не оправдались. Наоборот, династический брак с племянницей последнего византийского императора имел важное влияние на форму Московского государства и на всю внешнюю обстановку власти. Он ускорил процесс “собирания Руси”, внеся в Москву традиции империи. Изменились отношения великого князя к князьям других вотчин, изменились его отношения и к дружине. София содействовала тому, что Иоанн окружил себя пышностью, завел этикет при дворе и принял герб византийской империи — двуглавого орла. Из Западной Европы были вызваны художники и зодчие для украшения дворца и столицы. Воздвигались новые храмы, новые дворцы. Итальянец Альберта (Аристотель) Фиоравенти построил соборы Успенский и Благовещенский. Москва украсилась Грановитой палатой, башнями кремлевскими, дворцом Тюремным, выстроен, наконец, был и Архангельский собор. Великокняжеская столица готовилась сделаться столицей царской; значительную долю участия в этом нужно прописать племяннице последнего византийского императора. |
|