Точность мысли     Погружение     Радуга книг     Поиск     О нас
Ваш путеводитель
по различным областям знаний
Источник знаний  
Источник знаний|Главная страница Поиск Напишите нам Карта сайта Добавить в избранное

Точность мысли


Разработка и дизайн сайтов WebPalette.RU
Разделы: Гуманитарные науки | История

Петр III

Пётр III Федорович, Карл Петр Ульрих [10(21).2.1728, Киль, Германия,- 7(18).7.1762, Ропша, под Петербургом], российский император 1761-1762. Сын гольштейн-готторпского герцога Карла Фридриха и дочери императора Петра I Великого Анны Петровны. Он приходился, таким образом. внуком двух государей соперников и мог, при известных условиях, являться претендентом и на русский, и на шведский престол. В 1741 г. он был избран, после смерти Элеоноры Ульрики, преемником ее мужа Фридриха, получившего шведский престол, а 15 ноября 1742 г. был объявлен своею теткою Елизаветою Петровною наследником русского престола. Слабый физически и нравственно, П. Федорович был воспитан гофмаршалом Брюммером, который скорее был солдат, чем педагог. Казарменный порядок жизни, установленный последним для своего воспитанника, в связи со строгими и унизительными наказаниями, не мог не ослабить здоровья П. Федоровича и мешал выработке в нем нравственных понятий и чувства человеческого достоинства. Молодого принца учили много, но так неумело, что он получил полное отвращение к наукам: латынь, напр., ему надоела так, что позднее в Петербурге он запретил помещать в свою библиотеку латинские книги. Учили его, к тому же, готовя главным образом к занятию шведского престола и, следовательно, воспитывали в духе лютеранской религии и шведского патриотизма - а последний в то время выражался, между прочим, в ненависти к России. В 1742 г., после назначения П. Федоровича наследником русского престола, его снова стали учить, но уже на русский и православный лад. Однако, частые болезни и женитьба на принцессе Ангальт-Цербстской (будущая Екатерина II) помешали систематическому ведению образования. П. Федорович не интересовался Россией и суеверно думал, что здесь найдет свою погибель; академик Штелин, его новый воспитатель, не смотря на все старание, не мог внушить ему любви к его новому отечеству, где он всегда чувствовал себя чужим. Военное дело - единственное, что его интересовало - было для него не столько предметом изучения, сколько забавы, а благоговение его перед Фридрихом II превращалось в стремление подражать ему в мелочах. Наследник престола, взрослый уже человек, предпочитал делу забавы, которые с каждым днем становились все более странными и неприятно поражали всех, окружавших его. "П. обнаруживал все признаки остановившегося духовного развития", говорит С. М. Соловьев; "он являлся взрослым ребенком". Императрицу поражала малоразвитость наследника престола. Вопрос о судьбе русского престола серьезно занимал Елизавету и ее придворных, при чем приходили к различным комбинациям. Одни желали, чтобы императрица, минуя племянника, передала престол его сыну Павлу Петровичу, а регентом; до его совершеннолетия, назначила вел. княгиню Екатерину Алексеевну, жену П. Федоровича. Таково было мнение Бестужева, Ник. Ив. Панина, Ив. Ив. Шувалова. Другие стояли за провозглашение наследницею престола Екатерины. Елизавета умерла, не успев ни на что решиться, и 25 декабря 1761 г. П. Федорович вступил на престол под именем императора П. III. Он начал свою деятельность указами, которые, при других условиях, могли бы доставить ему народное расположение. Таков указ 18 февраля 1762 г. о вольности дворянской, снимавший с дворянства обязательную службу и являвшийся как бы прямым предшественником Екатерининской жалованной грамоты дворянству 1785 г. Указ этот мог сделать новое правительство популярным среди дворянства; другой указ об уничтожении тайной канцелярии, ведавшей политическими преступлениями, должен был, казалось бы, содействовать его популярности в народных массах. Случилось, однако, иначе. Оставаясь в душе лютеранином, П. III с пренебрежением относился к духовенству, закрывал домашние церкви, обращался с оскорбительными указами к Синоду; этим он возбудил против себя народ. Окруженный голштинцами, он стал переделывать на прусский лад русское войско и тем вооружил против себя гвардию, которая в то время была почти исключительно дворянская по составу. Побуждаемый своими прусскими симпатиями, П. III тотчас же после восшествия на престол отказался от участия в семилетней войне, и вместе с тем и от всех русских завоеваний в Пруссии, а в конце своего царствования начал войну с Данией, из-за Шлезвига, который хотел приобрести для Голштинии. Это возбуждало против него народ, который остался равнодушен, когда дворянство, в лице гвардии, открыто восстало против П. III и провозгласило императрицею Екатерину II (28 июня 1762 г.). П. III был  арестован, отправлен на мызу Ропшу, где вскоре был убит с ведома Екатерины; подробности об этом событии находятся в письме к Екатерине II Алексея Орлова. Дворцовый переворот 1762 породил необоснованные слухи о том, что П. III был свергнут дворянами за намерение освободить крестьян. Под именем П. III выступали многие самозванцы (в том числе Е. И. Пугачев).


Спасибо Вам за добавление этой статьи в


Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Рекомендуем книги

Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3 частях. Часть 3. 1945-2000
подробнее 


Московская Русь: от Средневековья к Новому времени
подробнее 


Античная историческая мысль и историография. Практикум-хрестоматия
подробнее 


Геральдика, нумизматика, сфрагистика, униформология. Вспомогательные исторические дисциплины
В учебном пособии изложены основы геральдики (науки о гербах), вексиллологии (науки о знаменах), сфрагистики (науки о печатях), ...
подробнее 


Древняя Греция
В учебном пособии представлен материал по истории Древней Греции, изучаемой студентами исторических специальностей вузов в ...
подробнее 


Власть и аграрные реформы в России XX века
Учебное пособие посвящено рассмотрению российских аграрных реформ в XX веке, роли и места государственной власти в их ...
подробнее 


Археология
В учебнике излагается история человечества на протяжении почти трех миллионов лет, показан вклад людей археологических эпох в ...
подробнее 


Историческая геология
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки "Геология" ...
подробнее 

RSS лента
Администрирование
Источник знаний © 2009 Все права защищены