Радищев Александр Николаевич [20(31).8.1749, Москва, - 12(24).9.1802, Петербург], русский писатель, философ. Сын богатого помещика, получил общее образование в Пажеском корпусе (1762-66); для изучения юридических наук был отправлен в Лейпцигский университет (1767-71). Особую роль в формировании его мировоззрения сыграли сочинения французских просветителей, особенно К. А. Гельвеция. По возвращении в Россию Радищев был назначен протоколистом в Сенат; с 1773 служил обер-аудитором штаба Финляндской дивизии в Петербурге. К этому времени относится начало его литературной деятельности. В 1771-1773 выполнил ряд переводов; наиболее интересен изданный Н. И. Новиковым в 1773 перевод сочинений Г. Мабли "Размышления о греческой истории" с примечаниями Радищева; в одном из них он утверждал, что "самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние", и доказывал, что народ имеет право судить монарха-деспота. В 1775 вышел в отставку; в 1777 поступил на службу в Коммерц-коллегию (с 1780 помощник управляющего, с 1790 управляющий Петербургской таможней).
С середины 80-х гг. Радищев работал над главным своим произведением - "Путешествием из Петербурга в Москву", в которое ввёл ряд сочинений, написанных ранее. Приобретя печатный стан, Радищев напечатал в начале 1790 "Письмо к другу", а в конце мая того же года - "Путешествие...". Свободная форма повествования, которую давал жанр путешествия, позволила Радищеву реалистически изобразить разные стороны русской жизни, различные сословия, рассмотреть политические, социальные, юридические, экономические, исторические, этические, эстетические, бытовые и др. проблемы действительности. Показав сначала полнейшее беззаконие и бесправие, царящие во всех областях русской жизни, Радищев прямо указал на главный источники зла - самодержавие и крепостничество. Далее Радищев вскрыл иллюзорность взглядов тех, кто видел способы улучшения жизни в распространении образования и развитии торговли, кто уповал на религию, личную добродетель и строгое соблюдение законов; он показал беспочвенность надежд на "просвещённого монарха" и бесперспективность стихийных крестьянских восстаний; в конечном счёте, он подвёл читателя к выводу, что единственное средство изменения жизни - полная ломка политических и социальных отношений, разрушение самодержавно-крепостнического строя путём народной революции. Уже через 3 недели после появления книги началось следствие, которым руководила Екатерина II. 30 июня 1790 Радищев был заключён в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к смертной казни, которую императрица заменила лишением чинов и дворянства и ссылкой на 10 лет в Илимский острог в Сибири. При Павле I в 1797 Радищев был переведён под надзор полиции в одно из имений отца - с. Немцово Калужской губернии. В ссылке Радищев создал философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1792-95), ряд экономических и исторических трудов, поэтические произведения. Статья Радищева "Памятник дактилохореическому витязю" (1801-02) заложила основы научного стиховедения в России.
После воцарения Александра I Радищев был прощён и определён на службу в Комиссию составления законов. В юридических трудах и законодательных проектах 1801-02 он проводил прежние идеи, требуя уничтожения крепостного права и сословных привилегий. В ответ на угрозу новой ссылки, реализуя мысль о праве человека на самоубийство как форму протеста (о чём сам писал в "Путешествии..." и др. соч.), Радищев отравился.
Основные сочинения Радищев находились под запретом до 1905, однако они распространялись в списках (известно около 80 списков "Путешествия" и 9 - "Вольности"). Идеи Радищева оказали значительное воздействие на А. С. Пушкина, декабристов, А. И. Герцена, на все последующие поколения русских революционеров, на русскую поэзию и развитие реализма в русской литературе. |
|