Сумароков Александр Петрович [14(25). 11. 1717, Петербург,—1(12). 10. 1777, Москва], русский писатель. Происходил из старинной дворянской семьи. В 1732—40 учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи. Популярность поэту принесли любовные песни, расходившиеся в списках. М. В. Ломоносов, сторонник гражданственной тематики в поэзии, встретил их неодобрительно. С. ответил ему «Критикой на оду» и в «Эпистоле о стихотворстве» (1747) сформулировал принципы поэтики основных жанров классицизма, особенно комедии и басни. Полемика между Ломоносовым и С. в 50-е гг. 18 в. представляла собой важный этап в формировании эстетики и художественной практики русского классицизма. От песен С. перешёл к стихотворным трагедиям: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750), в которых любовные темы соединены с общественно-философской проблематикой. Пьесы С. составили основу репертуара первого русского профессионального постоянного публичного театра, директором которого он был в 1756—61; с пьесами С. связано и появление первых профессиональных русских актёров. В 1759 С. издавал первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела». В конце 50-х—начале 60-х гг. пишет басни, обличающие бюрократический произвол, взяточничество, бесчеловечное обращение помещиков с крепостными. В 70-е гг. С. создал свои лучшие комедии («Рогоносец по воображению», «Мать — совместница дочери», «Вздорщица» — все 1772) и трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774). В комедиях С. сильна обличительно-бытовая струя; порой даётся дифференцированная речевая характеристика персонажей. В этом смысле они предвосхищают некоторые черты комедий Д. И. Фонвизина. Издал сборники «Сатиры» и «Элегии» (оба — 1774). Вместе со своими учениками и последователями С. способствовал утверждению классицизма в русской литературе. С. принадлежат также статьи по философии, политической экономии. |
|