Точность мысли     Погружение     Радуга книг     Поиск     О нас
Ваш путеводитель
по различным областям знаний
Источник знаний  
Источник знаний|Главная страница Поиск Напишите нам Карта сайта Добавить в избранное

Точность мысли


Разработка и дизайн сайтов WebPalette.RU
Разделы: Гуманитарные науки | История

Толстой Лев Николаевич

Толстой Лев Николаевич [28.8(9.9).1828, Ясная Поляна Тульской губернии - 7(20).11.1910, станция Астапово Рязано-Уральской железной дороги, ныне станция Лев Толстой; похоронен в Ясной Поляне], русский писатель. Отец Т. - граф Николай Ильич Толстой (1794-1837), участник Отечественной войны 1812; мать - Мария Николаевна (1790-1830), урожденная Волконская. Т. получил домашнее образование; в 1844-47 учился в Казанском университете (не окончил курса). В 1851 отправился на Кавказ в станицу Старогладковскую - к месту военной службы старшего брата Н.Н. Толстого. В дневнике 1851 отмечены его первые литературные замыслы ("История вчерашнего дня" и др.). Дневник, который Т. вёл с 1847 до конца жизни, был первой его литературной школой - школой скрупулёзного самоизучения, уловления тайных движений души, строгости предписываемых себе правил морали. Характерная для Т. автобиографичность также идёт от дневника.
     Два года уединённой жизни на Кавказе Т. считал необыкновенно значительными для своего духовного развития. Написанная здесь повесть "Детство" - первое печатное произведение Т. (опубликовал под инициалами Л.Н. в "Современнике", 1852, № 9) - вместе с появившимися позднее повестями "Отрочество" (1852-54) и "Юность" (1855-57) входила в обширный замысел автобиографического романа "Четыре эпохи развития", последняя часть которого - "Молодость" - так и не была написана.
     В 1851-53 Т. на Кавказе участвует в военных действиях (сначала в качестве волонтёра, затем - артилеристского офицера), а в 1854 отправляется в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны его по личной просьбе переводят в Севастополь (в осажденном городе он сражается на знаменитом 4-м бастионе). Армейский быт и эпизоды войны дали Т. материал для рассказов "Набег" (1853), "Рубка леса" (1853-55), а также для художественных очерков "Севастополь в декабре месяце", "Севастополь в мае", "Севастополь в августе 1855 года" (все опубликовано в "Современнике" в 1855-56). Эти очерки, получившие по традиции название "Севастопольские рассказы", смело объединили документ, репортаж и сюжетное повествование; они произвели огромное впечатление на русское общество. Война предстала в них безобразной кровавой бойней, противной человеческой природе. В 1855 Т. приехал в Петербург, сблизился с сотрудниками "Современника", познакомился с Н.А. Некрасовым, И.С. Тургеневым, И.А. Гончаровым, Чернышевским и др. Написанная под влиянием кружка А.В. Дружинина повесть "Альберт" (1857-58) выражала идею "избранничества", священного огня, вложенного в художника свыше. В рассказе "Люцерн" (1857), навеянном впечатлениями первой поездки в Западную Европу (1857), общественный темперамент Т., яростно атакующего буржуазное лицемерие, бессердечие, социальную несправедливость. Роман "Семейное счастье" (1858-59) призван был показать крушение идеала уединённого "счастливого мирка". В финале романа зарождалась будущая толстовская концепция семейного долга женщины, её добродетели и самопожертвования в браке. Роман, опубликованный в "Русском вестнике" М. Н. Каткова (что ознаменовало отход Т. от "Современника"), заметного успеха у читателей не имел. Неудовлетворённый своим творчеством, разочарованный в светском и литературном кругах, Т. на рубеже 60-х гг. решил оставить литературу и обосноваться в деревне. В 1859-1862 он много сил отдаёт основанной им в Ясной Поляне школе для крестьянских детей, изучает постановку педагогического дела в России и за границей (путешествие 1860-61), издаёт педагогический журнал "Ясная Поляна" (1862), проповедуя свободную, лишённую строгой программности и казённой дисциплины систему образования и воспитания.
     В 1862 Т. женится на Софье Андреевне Берс (1844-1919) и начинает жить патриархально и уединенно в своей усадьбе как глава большой и всё увеличивающейся семьи. В годы крестьянской реформы Т. исполняет обязанности мирового посредника Крапивенского уезда, разрешая тяжбы помещиков с крестьянами, как правило, в пользу последних. Аристократ по воспитанию и семейной традиции, Т. нашёл выход из духовного кризиса конца 50-х гг. в сближении с народом, его интересами, нуждами. Вся логика идейных и творческих исканий писателя начала 60-х гг. - стремление к изображению народных характеров (рассказ "Поликушка", 1861-63), эпический тон повествования ("Казаки"), попытки обратиться к истории для понимания современности (начало романа "Декабристы", 1860-61, опубликован 1884) - вела его к замыслу романа-эпопеи "Война и мир".
     60-е гг. - пора расцвета художественного гения Т. "Война и мир" (1863-69, начало публикации 1865) стала уникальным явлением в русской и мировой литературе, сочетавшим глубину и сокровенность психологического романа с размахом и многофигурностыо эпической фрески. Полнота и пластичность изображения, разветвлённость и перекрещение судеб, несравненные картины русской природы - черты эпического стиля "Войны и мира". Духом скорбного раздумья, безрадостного взгляда на современность веет от многих страниц центрального произведения Т. 70-х гг. - романа "Анна Каренина" (1873-77, опубликован 1876-77). Проблематика романа непосредственно подводила Т. к идейному "перелому" конца 70-х гг., к окончательному переходу на позиции патриархального крестьянства. Новое миросозерцание Т. широко и полно выразилось в его произведениях "Исповедь" (1879-80, опубликована 1884) и "В чём моя вера?" (1882-84). Т. приходит к выводу, что всё существование высших слоев общества, с которыми он был связан происхождением, воспитанием и жизненным опытом, построено на ложных основах. Сознание тщеты жизни вообще и в особенности перед лицом неизбежной смерти приводит к усилению религиозных настроений Т. Социальные выводы, сделанные Т., были столь же решительны. К характерной для него и прежде критике материалистических и позитивистских теорий прогресса, к апологии наивного сознания добавляется теперь резкий протест против государства и казённой церкви, против привилегий и образа жизни своего класса, вскормленного крепостническими традициями, развращённого буржуазностью и бюрократией. Свои новые социальные взгляды Т. ставил в связь с нравственно-религиозной философией. Труды "Исследование догматического богословия" (1879-80) и "Соединение и перевод четырёх евангелий" (1880-81) положили основу религиозной стороне толстовского учения. Очищенное от вековых искажений и грубой церковной обрядности, христианское учение в его обновленном виде должно было, по мысли Т., объединить людей идеями любви и всепрощения. Сторонник самой резкой и сокрушительной социальной критики, Т. вместе с тем выступил с проповедью непротивления злу насилием, считая единственно разумными средствами борьбы со злом его публичное обличение и пассивное неповиновение властям. Путь к грядущему обновлению человека и человечества он видел в индивидуальной духовной работе, нравственном усовершенствовании личности и отвергал значение политической борьбы и революционных взрывов.
     В 80-е гг. Т. заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую "забаву" свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьёт себе сапоги, переходит на вегетарианскую пищу. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни близких. В его публицистических работах "Так что же нам делать?" (1882-86) и "Рабство нашего времени" (1899-1900) дана резкая критика пороков современной цивилизации, но выход из противоречий Т. видит по преимуществу в утопичных призывах к нравственно-религиозному самовоспитанию. Собственно художественное творчество писателя пропитывается публицистикой, прямыми обличениями неправого суда и современного брака, землевладения и церкви, страстными обращениями к совести, разуму и достоинству людей. В повести "Смерть Ивана Ильича" (1884-86) Т. рассказывает историю обыкновенного человека, на пороге смерти ощутившего бессмысленность своей жизни. Просветление души умирающего, символичный "свет", возникающий в последние минуты в его сознании, должны были, по мысли Т., воплощать идею религиозного "спасения". Но эти иллюзии были побеждены трезвым психологическим реализмом повести. Повесть "Крейцерова соната" (1887-1889, опубликована 1891) и примыкающую к ней по проблематике повесть "Дьявол" (1889-90, опубликована 1911) Т. посвятил теме чувственной любви, борьбы с плотью, которую призвано победить христианское начало любви, лишённой всякого своекорыстия.
     В то же время Т. начинает проявлять серьёзный интерес к драматическим жанрам. Драма "Власть тьмы" (1886) и комедия "Плоды просвещения" (1886-90, опубликована 1891) представляют как бы дилогию, две стороны единой мысли автора. Драма изобличает тлетворное влияние городской цивилизации на деревню. "Власть тьмы" замечательна своим народным языком, суровым реализмом в изображении деревенского быта. В комедии "Плоды просвещения" с блестящей художественной фантазией изображена другая сторона социального конфликта: нравы большого барского дома, причуды его хозяев, пустые затеи праздности, нелепые и оскорбительные в свете мужицкой нужды и беды. Т. приходит к мысли, что необходимо писать иначе, проще, доступнее, адресуясь к народному читателю. Этим настроением вызваны к жизни так называемые "народные рассказы" 80-х гг. ("Чем люди живы", "Свечка", "Два старика", "Много ли человеку земли нужно" и др.), написанные в жанре притчи. Особняком стоит близкий к этому циклу по теме большой рассказ "Хозяин и работник" (1894-95).
     Т. деятельно поддерживает возникшее в 1884 издательство "Посредник", руководимое его последователями и друзьями В.Г. Чертковым и И.И. Горбуновым-Посадовым и ставившее своей целью распространение в народе книг, служащих делу просвещения и близких толстовскому учению. Многие произведения Т. по цензурным условиям печатались сначала в Женеве, затем в Лондоне, где по инициативе Черткова было основано издательство "Свободное слово". В 1891, 1893 и 1898 Т. участвует в помощи крестьянам голодающих губерний, выступает с воззваниями и статьями о мерах борьбы с голодом; во 2-й половине 90-х гг. он много сил отдаёт защите религиозных сектантов - молокан и духоборов, содействует переезду духоборов в Канаду. В письмах к Александру III и позднее к Николаю II он протестует против репрессий, произвола самодержавия. Ясная Поляна (в особенности в 1890-е гг.) становится местом паломничества людей из самых дальних уголков России и из др. стран, одним из крупнейших центров притяжения живых сил мировой культуры.
     Главной художественной работой Т. 90-х гг. явился роман "Воскресение" (1889-99), сюжет которого возник на основе подлинного судебного дела. В поразительном стечении обстоятельств (молодой аристократ, виновный некогда в соблазнении девушки-крестьянки, воспитанной в барском доме, должен теперь как присяжный заседатель решать в суде её судьбу) выразился для Т. весь алогизм жизни, построенной на социальной несправедливости. Резкая критика церковных обрядов в "Воскресении" была одной из причин отлучения Т. святейшим Синодом от православной церкви (1901). В художественной структуре его произведений возникает тенденция к жанру обозрения, цепочке событий, соединяющей разнородные области жизни, захватывающей всё новых и новых героев. Крепкая причинная взаимосвязь людей и событий даже при слабой сюжетной связи позволяет рассматривать все последствия действия или поступка. Так построены "Воскресение", "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликован 1912), "Фальшивый купон" (1902-04, опубликован 1911), неоконченная повесть "Нет в мире виноватых" (опубликована 1911). Типичным становится сюжет "ухода", резкого и коренного перелома в жизни, обращения к новой жизненной вере ("Отец Сергий", 1890-98, опубликован 1912; "Живой труп", 1900, опубликован 1911; "После бала", 1903, опубликован 1911; "Посмертные записки старца Федора Кузмича...", 1905, опубликован 1912). На склоне лет Т. проявляет интерес к жанру рассказа. Наивысшими достижениями этого периода деятельности Т. были повесть "Хаджи-Мурат" и драма "Живой труп".
     В последнее десятилетие жизни Т. - признанный глава русской литературы, защитник реалистического направления от модных декадентских влияний. Однако как раз в то время, когда толстовство получает широкую известность в качестве идейной доктрины, сам Т. испытывает колебания и сомнения в правоте своего учения. Ход событий в преддверии Революции 1905-07 ставит перед серьёзным испытанием его патриархальные идеалы. Всемирно известными выступлениями Т. стали его горячие протесты против смертной казни (статья "Не могу молчать", 1908).
     Последние годы жизни Т. провёл в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С.А. Толстой - с другой. Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями и тяготясь бытом помещичьей усадьбы, 28 октября (10 ноября) 1910 Т. тайно ушёл из Ясной Поляны, по дороге простудился и скончался на станции Астапово.


Спасибо Вам за добавление этой статьи в


Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Рекомендуем книги

Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3 частях. Часть 3. 1945-2000
подробнее 


Московская Русь: от Средневековья к Новому времени
подробнее 


Античная историческая мысль и историография. Практикум-хрестоматия
подробнее 


Геральдика, нумизматика, сфрагистика, униформология. Вспомогательные исторические дисциплины
В учебном пособии изложены основы геральдики (науки о гербах), вексиллологии (науки о знаменах), сфрагистики (науки о печатях), ...
подробнее 


Древняя Греция
В учебном пособии представлен материал по истории Древней Греции, изучаемой студентами исторических специальностей вузов в ...
подробнее 


Власть и аграрные реформы в России XX века
Учебное пособие посвящено рассмотрению российских аграрных реформ в XX веке, роли и места государственной власти в их ...
подробнее 


Археология
В учебнике излагается история человечества на протяжении почти трех миллионов лет, показан вклад людей археологических эпох в ...
подробнее 


Историческая геология
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки "Геология" ...
подробнее 

RSS лента
Администрирование
Источник знаний © 2009 Все права защищены