Вольтер (Voltaire) [псевдоним; настоящие имя и фамилия Мари Франсуа Аруэ (Arouet)] (21.11.1694, Париж, - 30.5.1778, там же), французский писатель, философ, историк. Член французской академии (1746). Сын нотариуса; окончил иезуитский коллеж. В 1717 заточён в Бастилию за эпиграммы против регента. В 1726 выслан в Англию. Английские впечатления Вольтера отражены в "Философских письмах" (1733), в которых он показал, что общественный строй Англии превосходит французский, где господствует абсолютизм; это сочинение было осуждено французским парламентом на сожжение (1734). В течение 10 лет Вольтер жил в доме маркизы дю Шатле. В 1745 Вольтер был приближен ко двору Людовика XV, в 1750-1753 - прусского короля Фридриха II. В 1754 поселился близ Женевы, но не нашёл себе места и в кальвинистской республике: с 1758 обосновался в своём имении Ферне на границе Франции и Швейцарии. Слова "раздавите гадину" (т. е. католическую церковь) - девиз Вольтера этих лет. Его творчество подчинено борьбе с религиозной нетерпимостью и мракобесием. Он выступал в защиту жертв религиозного фанатизма (дело Каласа, 1762). В 60-е гг. наряду с идеалом просвещённой монархии Вольтер выдвигал идеал республики как наиболее разумной формы государственного устройства ("Республиканские идеи", 1762). Вольтер являлся наиболее ярким выразителем прогрессивного общественного мнения Европы. Ферне стал местом паломничества. С Вольтером были вынуждены считаться европейские монархи; Екатерина II, Фридрих II, Густав III и другие домогались его дружбы. Возвращение в Париж в феврале 1778 превратилось в триумф писателя. По своим философским взглядам Вольтер - деист, последователь Дж. Локка, И. Ньютона. Придерживаясь материалистического объяснения природы, Вольтер не отказывался от идеи бога как первопричины, сообщившей материи движение и способность ощущать и мыслить. В религии Вольтер видел и узду моральную и социальную, необходимую, чтобы охранять частную собственность и общественный порядок. Исторические труды "Век Людовика XIV" (изд. 1751 и 1768), "Опыт о нравах и духе народов" (изд. 1756), "История Российской империи в царствование Петра Великого" (1759-63) явились важной вехой европейской историографии. Основное внимание Вольтер уделял не королям и полководцам, а истории самих народов, их нравам, обычаям, культуре. Отвергая идею провиденциализма, он выдвигал принцип прогрессивной эволюции человечества, понимая, однако, прогресс абстрактно-идеалистически.
В своей эстетике и драматургии Вольтер продолжал традиции классицизма 17 в., насыщая свои трагедии актуальной политической и философской мыслью. Показательна трагедия "Фанатизм, или Магомет пророк" (1742, рус. пер. 1798), где характеры и сюжет подчинены идее разоблачения преступной роли церкви и религиозного фанатизма. Проникнутые тираноборческим, республиканским пафосом трагедии "Брут" (пост. 1730, изд. 1731, рус. пер. 1783), "Смерть Цезаря" (1735, рус. пер. 1777) и др. предвосхищают театр Великой французской революции. Другая тенденция драматургии Вольтера - защита естественных прав человеческой личности ("Заира", пост. 1732, рус. пер. 1779; "Альзира, или Американцы", 1736, рус. пер. 1786; "Танкред", пост. 1760, рус. пер. 1816). В поэме В. "Генриада" (1728), посвящённой французскому королю Генриху IV, осуждение феодальной анархии и утверждение идеала просвещённого абсолютизма облечено в форму эпической поэмы; образы античных богов заменены здесь искусственными аллегорическими фигурами - Фанатизма, Раздора, Любви. В героикомической поэме "Орлеанская девственница" (1735, анонимное изд. 1755, несколько изменённое изд. 1762), посвящённой Жанне д'Арк, Вольтер развенчивает религиозную легенду о святой спасительнице Франции и зло смеется над религией и духовенством. На отвлеченно философские темы написаны: "Рассуждение в стихах о человеке" (1738, рус. пер. 1788), "Поэма об естественном законе" (.1756, рус. пер. 1786) и "Поэма о гибели Лисабона" (1756, рус. пер. 1763), в которой оспаривается учение Лейбница о предустановленной гармонии.
Наибольшее значение в художественном наследии В. имеют его философские повести: "Задиг, или Судьба" (1748, рус. пер. 1765), "Мемнон, или Человеческая мудрость" (1747, рус. пер. 1782), "Микромегас" (1752, рус. пер. 1788), "Кандид, или Оптимизм" (1759), "Простодушный" (1767, рус. пер. 1775), "Вавилонская принцесса" (1768). Главное место в них занимает критика общественных порядков, сатирическое осмеяние церкви, суда, королевской власти. Развенчивая философию оптимизма (особенно в "Кандиде"), Вольтер не теряет веру в возможность изменения мира, и его формула "надо возделывать наш сад" является философским выводом - призывом к активности всех и каждого. Критикуя пороки цивилизации с точки зрения естественного человека (особенно в повести " Простодушный"), Вольтер не звал к утраченной простоте, как Ж.Ж. Руссо, а продолжал возлагать надежды на прогресс общества. Влияние Вольтера на развитие просветительской мысли было очень значительным. Термин "вольтерьянец" стал нарицательным. |
|