ИСО 9000 – серия международных стандартов по системе менеджмента качества, позволяющих обеспечивать управление качеством во всех отраслях экономики. Стандарты серии ИСО 9000 впервые вышли в 1987 г. и были пересмотрены в 1994 и 2000 гг. В них определяются общие методы, которые должны быть использованы при построении такой системы качества, чтобы гарантировать полное удовлетворение потребностей клиента. Стандарт применяется именно к системе менеджмента качества, а не к конечному продукту или услуге. Реализация системы качества должна определяться задачами, продукцией, процессами и индивидуальными особенностями конкретной организации. Отличительной чертой стандарта является то, что построенная на его основе система качества не является застывшим механизмом: в самом стандарте заложены требования постоянного улучшения в соответствии с предполагаемыми потребностями клиента. Хотя желание внедрить систему качества обычно исходит от высшего руководства компании, реализация, в конечном счете, зависит от участия каждого сотрудника. Поэтому успешное применение ИСО 9000 означает еще и фактическое согласие всего коллектива работать по определенным и понятным законам. Последняя версия ИСО 9000 включает 4 базовых стандарта: ИСО 9000 («Основные принципы и словарь»), ИСО 9001 («Требования»), ИСО 9004 («Руководство по улучшению качества») и ИСО 19011 («Руководство по проверке системы менеджмента качества и охране окружающей среды»). В России основные стандарты серии ИСО 9000 утверждены в качестве государственных стандартов (ГОСТ). |
|