Метод многомерного шкалирования — система методических приемов и способов сбора и обработки психологической, социально-психологической и социологической информации для получения объективных данных о скрытых или явных закономерностях поведения (функционирования) сложных, многомерных объектов. Специфика М.М.Ш. определяется следующими основными постулатами, предположениями и допущениями. Постулируется, что субъективные проявления есть не что иное, как отражение состояния объективных процессов и явлений в сознании человека. Предполагается, во-первых, что в процессе жизнедеятельности у индивида формируется определенный жизненный опыт в виде понятий, представлений, мнений, установок, знаний и т.п. психологических субъективных образований (мы их относим к понятию "психологический образ" окружающей действительности), на основе которых происходит оценка различного рода явлений и процессов, находящихся в поле зрения личности. Предполагается, во-вторых, что у каждого индивида на базе его психологического образа окружающей действительности формируется определенное, объективно обусловленное психологическое пространство восприятия, в котором субъективно фиксируются различные предметы и явления по принципам схожести или различия. Третьим фундаментальным предположением для многомерного шкалирования является наличие определенной зависимости между оценками сходства и различия объектов, полученных от респондентов, о состоянии степени схожести между этими объектами в пространстве восприятия. Считается, что при субъективной оценке различного рода объектов окружающей действительности, субъект одновременно пользуется несколькими мерами, принимает в расчет не один, а целый набор признаков этих объектов. Задаваемая во вне оценка какого-либо из объектов есть интегрированное решение обследуемого лица, которое часто просто не поддается словесному описанию самого оценивающего. Задача исследователя состоит в выявлении оснований (характеристик), по которым респонденты оценивают объекты и получают непосредственные оценки объектов по этим характеристикам -многомерной шкале. Естественно, что для решения такой задачи нужны исходные данные, которые не навязывали бы респонденту никаких представлений о тех характеристиках, которые могут быть использованы им в процессе восприятия исследуемых объектов. |
|