Точность мысли     Погружение     Радуга книг     Поиск     О нас
Ваш путеводитель
по различным областям знаний
Источник знаний  
Источник знаний|Главная страница Поиск Напишите нам Карта сайта Добавить в избранное

Точность мысли


Разработка и дизайн сайтов WebPalette.RU
Разделы: Гуманитарные науки | История

Никон

Никон (1605 - 1682 гг.) - шестой патриарх Московский и всея Руси. Родился в 1605 г. в семье крестьянина села Вельдеманова Княгининского уезда, Нижегородской губернии. В миру его звали Никита Минов. В раннем возрасте Никон много терпел от злой мачехи. Научившись грамоте, мальчик тайно ушел в Макарьев - Желтоводский монастырь, где усердно изучал книжную премудрость. Отец, узнав место его пребывания, хитростью вызвал его из монастыря. После смерти отца Никон женился, принял священство и получил приход в Москве. Смерть, в малолетстве, всех трех детей Никона сильно потрясла его и была принята им за указание свыше. Он уговорил свою жену постричься, а сам ушел на Белое море, где, 30 лет от роду, принял монашество в Анзерском ските под именем Никон. В 1646 г. Никон отправился в Москву и, согласно обычаю, явился с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу. Понравившись царю, он был оставлен в Москве и посвящен в архимандриты Новоспасского монастыря, где была родовая усыпальница Романовых. Царь часто ездил туда молиться за упокой своих предков и еще больше сблизился с Никоном, которому приказал ездить к нему во дворец на беседы каждую пятницу. Пользуясь расположением царя, Никон стал просить его за утесненных и обиженных. Это было по нраву царю. Вскоре Никон занял исключительное положение в Москве и приобрел всеобщую любовь. В 1648 г. он был возведен в сан митрополита новгородского. Но Никон не пользовался в Новгороде любовью, вследствие чрезмерной строгости и взыскательности к подначальным духовным людям; да и миряне не питали к нему расположения за крутой нрав властолюбивый нрав. После смерти патриарха Иосифа Никон, согласно царскому желанию, избран был в патриархи (1652 г.). Никон стал отказываться; тогда царь, окруженный боярами и народом, в Успенском соборе поклонился Никону в ноги и со слезами умолял его принять патриарший сан, на что Никон согласился под условием, что все будут почитать его как архипастыря и отца верховнейшего и дадут ему устроить церковь. Царь, а за ним власти духовные и бояре, поклялись в этом. Шестилетнее управление Никоном русской церковью ознаменовалось возникновением раскола, непосредственной причиной которого считается предпринятое Никоном исправление церковных книг. Убежденный в православии греков, Никон испытал наиболее сильное влияние со стороны пришлых в Москву греческих иерархов. Он перенес в Россию греческие амвоны, греческий архиерейский посох, греческие клобуки и мантии, греческие церковные напевы, принимал греческих живописцев и мастеров серебряного дела, строил монастыри по образцу греческих, словом, всюду выдвигал греческий авторитет, отдавая ему преимущество перед вековою русскою стариною. В 1654 г. Никон собрал собор, которым было постановлено править богослужебные книги по древним греческим и славянским рукописям. Приговор собора не подписали епископ коломенский Павел и несколько архимандритов и протопопов. К ним присоединились Неронов, Аввакум и др., восстававшие против передачи дела и исправления книг в руки киевлян и греков, православие которых, по общераспространенному в Москве мнению, считалось сомнительным. В 1656 г. Никон снова собрал собор, на который были приглашены бывшие тогда в Москве Антиохийский патриарх Макарий и митрополиты сербский, никейский и молдавский. Собор этот одобрил исправленный Никоном Служебник и книгу "Скрижаль" (толкование православного богослужения) и предал проклятию придерживающихся двуперстного сложения. Павел коломенский был лишен сана и сослан, Неронов, Аввакум, Логин, Данило и др. подверглись ссылке или заточению. В личной судьбе Никона виднейшую роль сыграл его взгляд на значение патриаршей власти. По словам ЮФ. Самарина, Никон хотел "Основать в России частный национальный папизм". "Священство царства преболее есть" говорил Никон, подкрепляя свое мнение ссылками на разнообразные источники. Взаимное отношение обеих властей он иллюстрирует примером солнца и луны. Патриарх, по мнению Никона, есть образ самого Христа, глава церкви, потому другого "законоположника" она не знает. Патриарха не могут судить ни миряне, ни даже епископы, как его подчиненные; только собор патриархов компетентен для произнесения над ним приговора. Никон жалуется, что "государь расширился над церковью и весь суд на себя взял". С этой точки зрения Никон резко нападал на Уложение 1649 г. В обширной патриаршей области Никон являлся полновластным распорядителем. Вопреки Уложению, воспрещавшему патриарху и вообще духовенству приобретать недвижимые имения посредством покупки, царь дозволил Никону покупать новые земли и вотчины на его собственное имя. В административных делах Никон был строг и неумолим. Число запрещенные попов при Никоне было настолько велико, что местами некому было совершать требы. Наконец, своим высокомерием и властолюбием, своим беспрестанным вмешательством в мирские дела он вооружил против себя и бояр. Была у Никона одна сильная опора в лице царя, но скоро он лишился и ее. В противоположность патриарху, царь Алексей любил отрешиться от стеснявших его условий власти и гораздо выше ценил духовные блага. Любя Никона и уважая патриарший сан, царь предложил своему "собинному другу" принять титул "великого государя"; некогда этот титул носил патриарх Филарет, но как отец царя. В 1654 г., уезжая в поход, царь поручил Никону надзор за управлением и заботу о царском семействе, которое вместе с Никоном переехало по случаю моровой язвы из Москвы в Вязьму. На время царского отсутствия из Москвы в 1656 - 57 гг., вызванного несчастной войной со Швецией (предпринятой под влиянием Никона), последним сделан был полновластным распорядителем по всем государственным делам. Но эти же походы, освободив на время царя от личного воздействия патриарха, являются началом падения Никона. Даже в пору наилучших своих отношений к царю Никон неохотно уступал его желаниям, если они противоречили его взглядам. Как ни был царь склонен к уступчивости, властолюбие Никона стало возбуждать в нем неудовольствие, которое усердно раздували ненавидевшие Никона бояре - Стрешнев, Никита Одоевский, Трубецкой, доказывавшие царю, что Никон умаляет его самодержавную власть. Летом 1658 г. Никон не был приглашен к обеду, данному во дворце по случаю приезда грузинского царевича Теймураза; окольничий Хитрово ударил патриаршего боярина, посланного разведать, отчего это произошло. Никон написал жалобу царю, царь ответил, что разберет дело, но расправы не учинил и свидания с патриархом избегал. 8 июля того же года царь, против обыкновения, не явился на патриаршее богослужение, а 10 июля прислал князя Юрия Ромодановского, чтобы его не ждали к литургии, что он на патриарха гневен за то, что тот пишется великим государем, и повелевает впредь так не писаться. В тот же день Никон торжественно заявил в церкви, что слагает с себя патриаршую власть. После своего отречения Никон прожил в Москве еще три дня, а потом уехал в Воскресенский монастырь. Никон неоднократно обращался к царю Алексею Михайловичу то с резкими укоризнами, то с мольбой о примирении. В декабре 1666 г. в Москве с участием царя Алексея Михайловича и патриархов Александрийского Паисия и Антиохийского Макария состоялся суд над Никоном. Собор признал Никона виновным в том, что он произносил хулы на царя, называя его латиномудренником и мучителем, и на всю русскую церковь, говоря, что она впала в латинские догматы; что он был жесток к подчиненным, которых наказывал кнутом, палками, а иногда и огнем пытал. Никон был приговорен к лишению святительского сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. Перед смертью царь Алексей Михайлович послал просить у Никона отпустительной грамоты и завещания, испрашивал у него прощения; Никон разрешил на словах, грамоты не дал. По смерти Алексея Михайловича против Никона тотчас выступили все силы, враждебно к нему относившиеся. Никон был переведен в более тяжкое заключение в Кирилло - Белозерский монастырь, где он прожил с июня 1676 по август 1681 г. Царь Федор Алексеевич, уступая просьбам своего воспитателя Симеона Полоцкого и влиятельной при дворе тетки своей Татьяны Михайловны, приказал возвратить Никона в Воскресенский монастырь; вместе с тем, он послал просить вселенских патриархов разрешить его. Разрешительная грамота патриархов уже не застала Никона в живых: он скончался на пути, в Ярославле, 17 августа 1681 г. и был погребен в Воскресенском монастыре как патриарх. Из энциклопедического словаря Изд. Брокгауза и Ефрона. Т. XXI, СПб., 1897.


Спасибо Вам за добавление этой статьи в


Опубликовать в twitter.com Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Рекомендуем книги

Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. В 3 частях. Часть 3. 1945-2000
подробнее 


Московская Русь: от Средневековья к Новому времени
подробнее 


Античная историческая мысль и историография. Практикум-хрестоматия
подробнее 


Геральдика, нумизматика, сфрагистика, униформология. Вспомогательные исторические дисциплины
В учебном пособии изложены основы геральдики (науки о гербах), вексиллологии (науки о знаменах), сфрагистики (науки о печатях), ...
подробнее 


Древняя Греция
В учебном пособии представлен материал по истории Древней Греции, изучаемой студентами исторических специальностей вузов в ...
подробнее 


Власть и аграрные реформы в России XX века
Учебное пособие посвящено рассмотрению российских аграрных реформ в XX веке, роли и места государственной власти в их ...
подробнее 


Археология
В учебнике излагается история человечества на протяжении почти трех миллионов лет, показан вклад людей археологических эпох в ...
подробнее 


Историческая геология
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки "Геология" ...
подробнее 

RSS лента
Администрирование
Источник знаний © 2009 Все права защищены