Военно-Грузинская дорога - историческое название пути из Владикавказа (Северная Осетия) в Тифлис (Грузия): по долине реки Терек, через хребты Скалистый, по Дарьяльскому ущелью, по ущелью реки Байдарка, через Крестовый перевал Главного хребта Большого Кавказа, по долине реки Белая Арагви и по правобережью реки Кура. Этот путь был известен с глубокой древности. Сообщения между Россией и Грузией начались во второй половине XVIII в. Протяженность 208 км. Русские войска впервые преодолели горы Большого Кавказа этим путем во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Для защиты Грузии от турецких войск был послан отряд генерала Г.Г. Тотлебена, который в ходе продвижения разрабатывал дорогу и строил мосты. Постоянное сообщение по дороге было открыто в 1799 г. После присоединения Грузии к России в 1801 г. дорога приобрела особо важное военно-стратегическое значение. Она стала называться Дарьяльской дорогой. С 1803 г. началась постройка новой, улучшенной дороги. С 1814 г. она стал пригодна для движения колесного транспорта. В 1829 г. по Военно-Грузинской дороге путешествовал А.С. Пушкин. Свое путешествие он описал в произведении "Путешествие в Арзрум". В 1863 г. ее полотно было шоссировано. После этого дорога стала называться Военно-Грузинской. В 1911 г. по дороге началось регулярное автомобильное движение. Дорога сыграла важную роль в развитии экономических связей между Россией и Закавказьем.