Великая Сибирская железная дорога, Транссибирская магистраль - крупнейшая в мире железная дорога, соединившая европейскую Россию с Дальним Востоком. Протяженность дороги от Челябинска до Владивостока составила 8,3 тыс. км. Строилась в 1891-1916 гг. Первые проекты Сибирской железной дороги разрабатывались в 185-1870 гг. Для руководства строительством в 1891 г. был создан Комитет Сибирской железной дороги. Сооружение Великой Сибирской магистрали велось одновременно с Западным и Восточным участками: Уссурийская железная дорога (1891-1897 гг.), Западно-Сибирская железная дорога(1892-1896 гг.), Забайкальская железная дорога, (1895-1900 гг.). Китайско-Восточная железная дорога (1897-1901 гг.), Кругобайкальская железная дорога (1899-1905 гг.). Амурская железная дорога (1908-1916 гг.). Сооружение магистрали велось под руководством инженеров О.П. Вяземского, Н.П. Меженинова, Н.А. Белелюбского, В.А. Заболоцкого, А.В. Ливеровского, К.Я. Михайловского и др. По темпам, объемам работ, по природным условиям, в которых велось строительство, Транссибирская магистраль не имела аналогов в мире. В строительстве ежегодно участвовало около 60-80 тыс. рабочих, а также ссыльнокаторжные. Стоимость строительства к 1905 г. составила 1млрд. руб. (вместо 329 млн. руб.), а к 1916 г. - 1,5 млрд. руб. Движение по магистрали было открыто в 1900 г., регулярное сквозное - в 1916 г. По магистрали курсировали поезда, оборудованные спальными вагонами, ресторанами, библиотеками, ваннами, гимнастическими залами. Сооружение Великой Сибирской железной дороги способствовало экономическому освоению края, укреплению позиций России на Дальнем Востоке. |
|