Адлер Альфред (1870-1937), австрийский психолог, представитель аналитического направления в психологии. Создал научную школу "индивидуальной психологии". В своем учении Адлер отстаивал принципы внутреннего единства психической жизни личности, отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизма между сознанием и бессознательным. В объяснении человеческого поведения опирался на понимание конечной цели, к которой стремится человек, подчиняя все свои психические проявления. Согласно Адлеру, основными движущими силами развития личности выступают универсальное стремление к превосходству, успеху, совершенству и чувство общности, выражающее готовность сотрудничать с другими людьми для достижения общих целей. С недоразвитием чувства общности связываются разные формы психопатологии и социальных отклонений. Адлер внес вклад в разработку проблемы жизненного стиля, в теорию сновидений, в исследования неврозов; он изучал вопросы взаимоотношений разновозрастных детей в семье, влияние различных стилей воспитания на формирование личности ребенка и др. Адлер утверждал, что почти каждый человек имеет какие-то физические или психические, чаще характерологические недостатки, что формирует у него комплекс неполноценности. Адлер выделил три основные жизненные задачи: работу, дружбу и любовь. Адлер ввел понятие "схема апперцепции" - представление индивидуума об окружающей среде и о себе.
Адлер подверг критике учение Фрейда за преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей и недооценку социальных факторов. Развиваемая Адлером "индивидуальная психология" базируется на представлении о влечении как социальном по своей направленности. Идеи Адлера способствовали возникновению неофрейдизма. |
|