Деятельностный поход - 1) направление в харьковско-московской психологической школе, в соответствии с которым основным предметом исследования постулируется деятельность, детерминирующая все психические процессы. Представители: С.Л. Рубинштейном (принцип единства сознания и деятельности), А.Н. Леонтьевым (проблема общности строения внешней и внутренней деятельности); 2) принцип изучения психики, в основу к-рого положена разработанная Фихте, Гегелем и К.Марксом категория предметной деятельности (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и их ученики); 3) теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н. Леонтьев). При этом исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в процессе деятельности, исследуемой в ее филогенетическом (см. Филогенез), историческом (см. Социогенез), онтогенетическом (см. Онтогенез) и функциональном развитии. Основные принципы деятельностного похода: принципы развития и историзма; предметности; активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность психики человека; интериоризации -экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. В контексте деятельностного похода выделены критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе, разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе, об уподоблении как механизме формирования образа, о структуре деятельности (деятельность, действие, операция, психофизиологические функциональные системы), о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания, об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности. Деятельностный поход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, педагогической, инженерной, медицинской и т. п.). |
|