Физиономика (физиогномика) (греч. phýsis природа, gnomonikós сведущий, проницательный) - наука о распознании природных задатков по физическим свойствам, от, в науке древности и некоторых позднейших эпох учение о необходимой связи между внешним обликом человека (и любого животного) и его характером. Уходит корнями в традицию житейского опыта, с незапамятных времен откладывавшуюся в фольклоре, в преданиях разного рода знахарей, гадателей и т.п. Физиономические наблюдения фиксировались в культурах Древнего Востока, получили в античную эпоху систематизированный вид, аналогичный структуре др. научных дисциплин того времени. Предметом классифицирующего описания становились пропорции лица и тела, характерные мины, жесты и позы, телесная конструкция и осанка. С этой традицией связаны античные теории о зависимости телесного и психического склада индивида и народа от климатических условий (Гиппократ), а также учение о темпераментах; к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология "нравственных характеров" (Теофраст), а также практика типизации в античной литературе (система масок-амплуа в новой аттической комедии, техника "словесного портрета" в античной риторике, историографии и биографии, и т.п.). Предпосылкой было характерное для античности представление, согласно которому каждый человек жестко детерминирован в самопроявлениях своим прирожденным "нравом". Античная традиция оказала влияние на культуру Византии и западно-европейского средневековья, на арабские науки и еврейскую мистику (каббала). К ней. возвращались некоторые зап.-европейские ученые 16-18 вв., например Дж. делла Порта 1586). Однако утверждение новых критериев научности в 17-18 вв. отбросило физиономику в область житейской эмпирии и художеств, интуиции. Попытка И. К. Лафатера (в 1775-78) вернуть физиономике статус науки оказалась несостоятельной; не получили признания и аналогичные тенденции некоторых эпигонов немецкого романтизма (Р. Каснер, Л. Клагеса). |
|